Летний сон, праздничное настроение. На сцене Театра РОСТА играют Шекспира в постановке Ирины Пахомовой

В Театре РОСТА – премьера: Ирина Пахомова, которую мы знаем по спектаклям в Театре Терезы Дуровой, выпустила «Сон в летнюю ночь». Костяк постановки – выпускники курса Нонны Гришаевой в ГИТИСе. Лёгкость, азарт, юмор – в постановке есть всё, чтобы словить праздничный вайб и от души посмеяться. А чего нет – то обязательно придёт со временем. 

Фото: Татьяна Мордвинова

Рассказывая о спектакле, режиссер упоминает марш Мендельсона, который композитор, оказывается, написал специально для шекспировского «Сна». Сам марш вы не услышите, но атмосфера торжественного соединения любящих сердец воссоздана прекрасно. Зритель побывает и в ЗАГСе перед церемонией, и в сказочном лесу на холостяцких разборках, и на большой греческой свадьбе, и на любительском представлении в честь молодожёнов – разумеется, с хорошим тамадой и интересными конкурсами. Но самое главное – зрители побывают на дипломном спектакле, из которого выросла премьера. Выйдя на большую «взрослую» (пусть и тюзовскую) сцену, артисты сохранили в постановке всё, за что можно любить студенческие работы. Честная игра с 1000%-ной самоотдачей, актёрская искренность без второго дна, свобода от клише и штампов, зажигательные эмоции и, конечно же, энергия, которую чувствуешь даже в самых медленных сценах. 

Фото: Татьяна Мордвинова

В минималистичной сценографии Анастасии Савиной практически нет декораций, поэтому яркую атмосферу сказки создают сами артисты в «говорящих» костюмах Ирины Новичковой. Волшебный лес, царство фей и эльфов, узнаётся безошибочно благодаря цветовой гамме костюмов: изумрудные и бирюзово-зелёные отливы мягко струящегося атласа контрастируют с торжественными чёрно-белыми одеяниями афинских молодожёнов, а костюмы работяг и вовсе примиряют театр с повседневностью. Так и переключаются регистры между тремя уровнями по ходу постановки, периодически позволяя мирам гостить друг у друга на потеху зрителю. 

Фото: Татьяна Мордвинова

За звуковую мистику отвечает «космическая» электронная музыка и вскрики стоящего за кулисами контрабаса. Особым гипнотическим эффектом обладает продуманная хореография с плавными, гибкими, словно усыпляющими танцевальными движениями (хореограф Айсылу Мирхафизхан, балетмейстер Павел Ивлев). Отдельно отметим прекрасную задумку, невероятно сложную для реализации, – эльфийскую магию: хлопки, погружающие в сон, и невидимые нити, ограничивающие движения простых смертных. Пожалуй, артистам тут немного не хватило синхронности, но это можно объяснить повышенным премьерным волнением. 

Фото: Татьяна Мордвинова

Настроение чудесного праздника, задуманное Шекспиром, подпитывается актёрской игрой. Тут и озорной Пэк (Ярослав Заргаров), за перемещениями которого невозможно уследить; и правильный вспыльчивый Лизандр (Григорий Чеглаков), который тем потешнее, чем больше хочет казаться убедительным; и бойкая «коротышка» Гермия (Лилия Закирова), за любимого готовая выцарапать глаза подруге детства; и уморительный театр ремесленников, где привычные амплуа так же хороши, как и роли на преодоление. А ещё по всему спектаклю раскиданы «пасхалки», понятные для людей театра и просто смешные для всех остальных. 

Фото: Татьяна Мордвинова

Спектакль Ирины Пахомовой – гимн чистой любви, которой под силу повернуть время вспять, и молодости, которая торопится повзрослеть, и озорству, околдовывающему даже всемогущих волшебников. «Сон в летнюю ночь» в Театре РОСТА категорически рекомендован всем, кто помнит себя ребёнком или наоборот – совсем забыл, как бьётся юное сердце. Этот спектакль – шуточное предостережение всем, кто относится к себе слишком серьёзно. Если ты уже собрался под венец, это не повод считать себя взрослым; если ты играешь спектакль для афинского герцога, то пока рано называть себя актёром; если шутка зашла слишком далеко, поддайся ей, ведь всё это наверняка происходит во сне.

URL List