«Течения» – роман взросления о студентке Насте из Ставропольского края, которая в 2011 году приезжает учиться на журфак МГУ. И если само поступление для героини оказывается плёвым делом, (получать пятёрки Настя умеет), то полуголодное студенчество вдали от дома и близких людей испытывает девушку на прочность.
Даша Благова из Минеральных вод, она любит родной край и часто помещает персонажей своих книг под ласковое южное солнце. Но на этот раз писательница увозит главную героиню – студентку Настю – в необъятный мир столицы, отстранённый и холодный, как пьяный секс с малознакомым студентом на вечеринке. В этом мире сложно найти людей, которым ты небезразличен – вся безусловная любовь осталась в родительском доме, и это тоже нужно пережить, не подавая виду. Здесь, в стенах мрачной общаги, о родном городе напоминают только мамины баночки-закрутки, да и те норовят съесть соседки по комнате, чтоб их.
Вместо девичьей дружбы душа в душу, весёлых посиделок с другими студентами и чувства собственной важности (всё-таки сама поступила в лучший вуз страны), Настя сталкивается с депрессией, пересдачами, хаосом в голове и невозможностью ориентироваться в ситуации. Поиск себя в новой среде – одна из главных тем романа, и чем больше Настя старается встроиться в московскую жизнь, тем хуже это у неё получается. Совершенно аполитичная, всё ещё живущая свою маленькую жизнь и мечтающая сорваться в родной дом, Настя отчаянно никуда не вписывается, но ищет любую сносную опору, чтобы это вертиго прекратилось.
Опора, как поначалу кажется, находится в подруге Вере. Правда, отношения с ней напоминают скорее соперничество, а ещё в них необходимо постоянно доказывать, что ты не обижена, что тебе не больно и что вы все ещё близки. Абсолютно выматывающий союз, который, тем не менее, видится Насте нужным этапом. Вера учится «на платном» (и уже в одном том, как надменно она это произносит, целая пропасть между девушками), живёт одна в квартире, которую ей снимают родители, стильно одета и подкована в политике. На фоне Веры Настя чувствует себя неудачницей, а ещё сомневается в нормальности их дружбы, потому что Вера не упускает возможности прилюдно подколоть её или забыть о подруге в тот момент, когда она больше всего нужна. Вдобавок мимикрировать под москвичку оказывается не так-то просто, особенно когда вводная в виде родительских денег у тебя отсутствует.
«Течения» по большому счёту – история о разных видах насилия – психологическом и физическом, а также саморазрушении, как насилии над собой. Много позже Настя поймёт, что было лишним и как самоистязаний можно было избежать. Что от подстройки снизу уважают только меньше. Что не стоит спать с парнями, которые понравились твоей подруге, чтобы ей насолить (кто ещё остаётся в проигрыше). Можно не отворачиваться от своих корней, не стыдиться земляков, а честно сказать себе, что ты боишься не вписаться, тебе одиноко и ты, по правде говоря, хочешь домой. Но много ли кто обладает таким уровнем рефлексии в 18 лет?
За этот первый семестр в МГУ Настя проходит сразу несколько инициаций, и одна из них – политическая. Очень быстро она осознаёт, что вообще не понимает разговоров в курилке, что быть журналисткой с таким уровнем знаний происходящего в стране и отсутствием политической позиции – вряд ли возможно. И тем не менее Даша Благова невероятно точна в этом наблюдении. Политика волнует сытых. Для тех же, кто не уверен, будет ли сегодня ужин – важнее что-то более осязаемое, шуршащее или хотя бы звенящее в кармане.
Токсичная дружба, порочный круг насилия, бедное студенчество, сложности сепарации с родителями и целительное чувство при возврате домой – далеко не все темы, тонко срифмованные Дашей Благовой в «Течениях». Но есть кое-что ещё, что делает эту книгу любопытной для широкого круга читателей – чувство ностальгии, местами горькой, по студенчеству и по Москве десятых. Так что, даже если токсичная дружба и общажные страсти – не ваши темы, роман стоит читать хотя бы для того, чтобы окунуться в то достаточно беззаботное (как сейчас стало понятно) время, где не было ощущения, что живешь в разгар исторических событий. Хотя, конечно, именно они тогда и происходили.
М.: Альпина. Проза. 2024