К Международному женскому дню наша редакция отобрала вдохновляющее, умное и важное чтение о женщинах в формате эссе – одновременно лёгком и глубоком. Эти книги станут отличной идеей подарка как самой себе, так и важной для вас женщине.
«Те, кто делают нас лучше», Сай Монтгомери, Альпина-Нонфикшин, 2020 (пер. Натальи Нарциссовой)
Когда грустно, безнадёжно и тоскливо настолько, что вертикальная поверхность не кажется такой уж непреодолимой, чтобы не попытаться на неё залезть, лишь бы выйти за рамки себя, физически и морально, отправляйтесь на любую доступную природу и послушайте этот мир. А если есть возможность, то и прислушайтесь к братьям нашим меньшим – Сай Монтгомери, автор супербестселлера «Душа осьминога», уверена, только они и смогут сделать нас лучше. В сборнике эссе Сай ищет (и находит) что-то общее у людей и животных, наблюдает, как те и другие любят, создают семьи и переживают утраты, как уединяются в своей боли и как искренне готовы оказать поддержку своему близкому существу. Главное, что может дать этот сборник читателю, помимо невероятно светлого опыта, это ощущение, что он никогда не будет одинок, какие бы тяжёлые времена его ни сжимали в своих тисках. И, конечно, непреодолимое желание тут же отправиться в леса, к водоёмам или хотя бы в ближайший парк – послушать мир и самого себя.
«Прощай, грусть!», Вив Гроскоп, Individuum, 2023 (пер. Евгении Фоменко)
«Франузскостью» можно продать почти все что угодно, но почему? Кто первым нашёл этот чудесный маркетинговый крючок, нам вряд ли суждено узнать, но разобрать на составные части joie de vivre, умение жить в моменте и наслаждаться им, попробовать можно. Не претендуя на успех, свою попытку предприняла и Вив Гроскоп, с детства увлечённая Францией и французским языком. В своих эссе она, вторя структуре вышедшей ранее книги «Саморазвитие по Толстому», вспоминает не столько книги, сколько людей, с которыми эти книги связаны, обращается к великим авторам самых разных эпох и, конечно, к личному опыту, порой походящему больше на стендап-шоу. Впрочем, в каком ещё жанре можно донести, кажется, постигнутую науку joie de vivre?
Полина Барскова, «(в)место преступления», Издательский проект «А и Б», 2019
«Кроме литературы и разговоров о ней, меня занимает практически всё. Потому что это “всё” и есть литература». Примерно так можно охарактеризовать сборник эссе Полины Барсковой, процитировав тут её саму. И всё же, более всего это тексты о поэзии и поэтах, о том, как тесно переплетена жизнь и великие стихи, громкие имена писателей и блокадные материалы прошлого с нашим настоящим и будущим. «(в)место преступления» – это сборник эссе, рецензий и интервью Полины Барсковой, с которым можно снова погрузиться в любимые темы писательницы или же для начала «распробовать» их, не приступая сразу к её непростой прозе.
Линда Нохлин, «Почему не было великих художниц», Ad Marginem Press, 2023 (пер. Анны Матвеевой)
В своих эссе о том «Почему не было великих художниц» Линда Нохлин ставила себе задачей мягко подвести читателя к любопытным выводам на темы дискриминации и величия женщин в искусстве. Для того чтобы ответить на вопрос, почему же не существует женского «аналога» да Винчи, нужно разобраться в ряде вопросов полегче. Например, является ли написание картин свободным выбором одарённого человека или же ситуация, в которой творчество становится возможным – составная часть сложной социальной структуры, предопределённая, не всем доступная и по сути, роскошная привилегия? Эссе Нохлин – важнейшие критические работы, громко говорящие о последствиях неравенства в мире творчества, как закрытой вселенной, доступной далеко не всем желающим.
Энн Пэтчетт, «Это история счастливого брака», Синдбад, 2019 (пер. Сергея Кумыша)
Сборник «Это история счастливого брака» включает в себя размышления далеко не только о семейной жизни. Это очень американские по своему духу тексты, что угадывается с первых страниц: стремление к личному счастью – основная тема, которую писательница, раскрывает в 23 эпизодах-эссе. Некоторые из них легки, как прогулка в парке, а в каких-то затрагиваются сложные психологические темы, потеря близких и друзей. Но о чём бы ни писала Пэтчетт, эффект от её текстов сравним если не с сессией у психолога, то хотя бы с душевным разговором в поезде с кем-то, кто ставит своей целью успокоить и расположить к себе, так что после такого взаимодействия на душе становится чуть светлее, чем было до.
«О фотографии», Сьюзен Сонтаг, Ad Marginem Press, 2013 (пер. Виктора Голышева)
Сьюзен Сонтаг – писательница, философ, сценарист и критик – икона мирового феминистского движения. И речь не только о борьбе за права женщин, в сфере интересов Сонтаг были представители меньшинств и социально-угнетённых групп, изменение отношения к таким стигматизированным темам, как СПИД. Расцвета её карьера романиста достигла с присуждением Национальной книжной премии за роман «В Америке». Шесть эссе сборника «О фотографии» одна из самых известных работ, кажется, говоря о ней сегодня, в первую очередь вспоминают эту вещь. Основная мысль: фотография, в силу некоей присущей ей магии не только точно фиксирует кусочек мира и позволяет присвоить его, но и становится в какой-то мере средством управления реальности, изменения её.
«Тысячеликая героиня», Мария Татар, Альпина Паблишер, 2023 (пер. Ксении Артамоновой)
Вынося в заглавие книги перифраз Кэмпбэлла, гарвардский профессор германистики и фольклора Мария Татар уже на уровне названия обозначила полемический вектор. В шести главах книги последовательно рассматриваются изменение во времени социально навязанных гендерных ролей: субъектной для героя (тот, кто действует) и объектной для героини (та, что становится объектом действия). Энциклопедичный по уровню охвата, интересный и глубокий разговор, в котором Мария Татар выступает как популяризатор истории культуры, литературовед, литературный и кинокритик. Вытаскивает из, казалось бы, хорошо известных историй, вроде «Девушки с татуировкой дракона», аспекты и особенности, на которые не обратишь внимания, если не будешь знать, куда смотреть.
«Это не то», Оксана Тимофеева, ИД Ивана Лимбаха, 2022
Все эссе в небольшом сборнике доктора философии и специалистки по Гегелю Оксаны Тимофеевой разрастаются из мысли о войне, все они прошиты насквозь багряной нитью размышления о насилии и свободе внутри насилия: буквальные тексты о войне и мире, относительности «нормальной жизни» на не-военных территориях, когда где-то там идёт война; размышления о сексуализированном насилии, о субъектности и объектности женщин, о сексе и свободе в крепкой связке с войной и капитализмом. Это ёмкие, смелые и сложные тексты о современности побеждающего абсурда, строящиеся на философской базе, от Батая до Платонова, вызывающие на спор и возмущающие своей безапелляционностью.
Над текстом работали:
Лена Чернышева (автор Telegram-канала что читает леночка)
Ника Юрасова (автор Telegram-канала Nika’s Tsundoku Club)
Майя Ставитская (автор Telegram-канала Book Addict Читаем с Майей)
Настя Толочкова (автор Telegram-канала разговор чужими словами)