20 апреля в Московском академическом театре сатиры состоялась премьера спектакля «Сны мальчика. Сказки Щедрина» по мотивам произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. Новый спектакль сыграли на «Чердаке Сатиры» – уютном, камерном пространстве, как нельзя более подходящем для неспешных разговоров по душам.
Режиссер и автор инсценировки Евгений Закиров взял за основу «Рождественскую сказку», через которую в виде снов и фантазий проходят сказки «Премудрый пискарь», «Верный Трезор», «Коняга» и «Дикий помещик». «Сны мальчика…» – спектакль для взрослой аудитории (возрастное ограничение 16+), тем не менее главным его мотивом стало ощущение детства и воспоминаний о нем.
Маленький Миша, с присущим всем детям максимализмом, воспринимает уроки богословия в школе как руководство к жизни. Но, наблюдая за взрослыми, видит, что мир устроен совершенно по-другому, и высшая правда в нем если и существует, то лишь в виде фантазий и мечтаний. Богатые и бедные, злые и добрые, праведники и грешники – все они живут по своим законам, которые никак не укладываются в голове юного идеалиста. Задавая вопросы и получая ответы, которые сложно принять, мальчик постепенно познает реальный мир и неизбежно взрослеет.
В этой истории два Миши – умудренный опытом писатель Салтыков-Щедрин (Роман Керн) и его детское воплощение в виде куклы (педагог по работе с куклой – Иван Чабанов). Оба наблюдают жизнь как представление, ведь на сцене все атрибуты театра: фургончик бродячих артистов, маски комедии dell’arte, почти настоящий медведь и даже Человек-Паук. Но от всей этой театральности сказки не становятся менее жизненными и горькими. Может быть поэтому искусно созданная кукла Миши напоминает другого известного идеалиста – Маленького принца.
В спектакле задействовано всего шесть актеров, а персонажей – в четыре раза больше. С перевоплощением и работой с масками спектаклю помогал режиссер и педагог Александр Коручеков, убежденный, что «маска сама выбирает своего человека». Можно только восхищаться тем, как актеры совершают молниеносные и точные «прыжки» из роли в роль, примеряя совершенно разные образы. Например, нежная Няня становится измученным Конягой (Карина Муса), модная Актриса – избитым Крестьянином (Елена Ташаева), Мама – Премудрым пискарем (Мария Протасова).
Когда, где и как актеры меняют образы (художник по костюмам – Ирина Уколова) уследить совершенно невозможно, кажется, что все они постоянно находятся на сцене. Также незаметно меняется темп постановки, чередуя бурное аллегро с плавным адажио. Сказки гармонично вплетаются одна в другую, образуя единое полотно, на котором, за масками животного мира, прячется мир людской – такой огромный и такой сложный для маленького человека.
Евгений Закиров смешивает в своей работе немало жанров, в ней есть место и серьезным размышлениям, и фантастическим мирам, и гротескной реальности, и трогательной лирике. Все это, по задумке режиссера, должно пробудить давным-давно уснувшие детские воспоминания. Так и происходит. Каждый человек в зале вдруг понимает, что на его «чердаке» пылятся те самые, важные детские вопросы о неправильном устройстве мироздания, которые хоть и поблекли с годами, но не исчезли насовсем.