Первая оперная премьера сезона в МАМТ – «Орлеанская дева»

Монументальную оперу Петра Ильича Чайковского «Орлеанская дева» представили в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Режиссёром-постановщиком выступил Александр Титель, музыкальным руководителем – Кристиан Кнапп. Получилась масштабная историческая драма, выстраиваемая прямо на глазах зала стараниями «съёмочной группы», которая осмысляет музыкальный материал вместе со зрителем.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Александр Иванишин

«Орлеанская дева», написанная в 1878-1879 годах и впервые поставленная на театральной сцене в 1881 году, является героическим произведением, по жанру близким к французской grand opéra. Либретто Чайковский также написал сам, вдохновившись, преимущественно, трагедией Фридриха Шиллера «Орлеанская дева» (в переводе Василия Жуковского). Отдельные подробности он ввёл, основываясь на исторических исследованиях о Жанне д’Арк, а также на либретто оперы Огюста Мерме и пьесе Жюля Барбье.

Насыщенное как хоровыми сценами, так и лирико-психологическими моментами произведение начинается с интродукции, где раскрывается характер главной героини Иоанны: её простота, стремление к высокой цели и мечте. На сцене МАМТ уже в этот момент становится понятно, что постановка будет необычная.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Александр Иванишин

Уходящую под потолок белоснежную лестницу-декорацию (художник – Владимир Арефьев) заполоняют люди в повседневной современной одежде, кто-то с телефонами в руках, кто-то с кошёлками, кто-то с детьми. Беспорядочно рассаживаясь, они вслушиваются в выразительную музыку, повествующую о девушке, светлый путь которой им предстоит воссоздать. Дольше всех задерживается исполнительница главной роли Екатерина Лукаш, входя в образ, примеряя на себя эту многогранную роль.

Безразмерная лестница останется на сцене на протяжении всего действия и станет идеальной рабочей площадкой для хора, исполненные им сцены можно охарактеризовать как безупречные, они производят сильное впечатление. Но лестница также и отдельный герой спектакля Александра Тителя. На ней появляется реквизит, а некоторые части закрываются кулисами, чтобы обозначить очередную локацию, будь то королевский дворец или поле боя. По ней благодаря видеопроекции струится вода, пылает огонь и разгуливают люди в доспехах, в королевских одеждах и ярких нарядах, вдохновлённых средневековой миниатюрой XIV–XV веков (художник по костюмам также Владимир Арефьев).

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Александр Иванишин

Однако в строгое историческое действие время от времени врываются вкрапления рабочего процесса. Например, гримёры выскочат, чтобы добавить румян на лицо Иоанны, параллельно заметно, как выстраивается нужный эпизоду свет; то и дело промелькнут рабочие, выносящие мебель; к эпизоду «Казнь» Иоанну будут переодевать прямо на сцене и демонстративно вынесут канистру с бензином; а героически погибший Лионель (Евгений Качуровский), уже отыгравший свою роль, встанет, обменяется с коллегой несколькими фразами и пойдёт по своим делам.

Этим будничным вкраплениям недостаёт яркости – зритель не сразу осознаёт, что это было. Однако через них просачивается связь времён и связь искусств. Героическая история Жанны д’Арк относится к XV веку, но до сих пор не забыта и понятна, ею восхищаются, её изучают, по её мотивам снимается кино, ставятся спектакли, пишутся картины.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Александр Иванишин

Исполняющая партию Иоанны Екатерина Лукаш, обладательница лирического меццо-сопрано, предстаёт импульсивной. По ходу действия её героиню настигают и воодушевление, и отчаяние, и надежда, и безнадёжность. Голос артистки, местами вибрирующий, местами глуховатый, местами резковатый передаёт эти эмоциональные качели, которые органично уравновешены строгой внешностью Лукаш. 

Любовный дуэт Иоанны и Лионеля украшает сильное исполнение баритона Евгения Качуровского. Под стать ему звучный тенор Раймонда (Дмитрий Никаноров), отставленного жениха, но верного друга. Выделяются также уверенное звучание доблестного воина Дюнуа (Андрей Батуркин) и удачно расставленные акценты величественной возлюбленной короля Агнесы Сорель (Мария Макеева). Драматически чудесно вписался в постановку Кирилл Золочевский в партии Карла VII со своим грациозным пением. Но не вышло бы историческо-драматического погружения без чёткой работы оркестра под руководством Арифа Дадашева, непринуждённо исполнившего эпохальные страсти по Чайковскому.

URL List