В четырнадцатый раз творческая резиденция Союза театральных деятелей РФ «Звенигород» приняла в свои зеленые лесные объятия участников Летней театральной школы, открытие которой состоялось 2 июня. Этот сезон для международной Школы получился особенным — всероссийским, так как из-за пандемии иностранные участники приехать не смогли. Зато больше мест досталось российским актерам: 85 молодых, творчески заряженных артистов, прибыли из 50 городов, представляющих всю широчайшую географию страны.
Международная летняя театральная школа — это своеобразное повышение квалификации для профессионалов сценического дела. Начинающих актеров ждет участие в мастерских, где по своим уникальным методикам с ними будут заниматься Игорь Яцко, Михаил Чумаченко, Владимир Клименко. Мастер-классы дадут настоящие корифеи сцены: Алексей Бородин, Сергей Женовач, Александр Филиппенко, Адольф Шапиро и Вениамин Фильштинский. Мастерство актера — сценическое движение, речь, танец, ритмику и даже сценический бой в школе преподают ведущие специалисты лучших вузов России.
О том, как стать учеником уникальной Школы рассказал арт-директор проекта Митя Мозговой: «Существуют три основных требования: актеры должны быть профессиональными, до 35 лет, представители других стран должны базово знать русский язык. Очень сложно выбрать по этим трем параметрам, поэтому в последнее время просим актеров, чтобы прислали видеозаявки в свободной творческой форме. Мы обращаем внимание на то, чтобы это были видео, снятые специально для нас. Это должны быть очень крутые ролики, короткометражные фильмы, на основе которых мы производим отбор. Качество нам не важно, хоть на мобильный телефон снимай! Нам важна идея. В этом году конкурс был 6-7 человек на место. Мы можем принять в Школу до ста человек, чтобы всем было комфортно, ведь у нас всего пять режиссеров. В среднем на каждого режиссера приходится по пятнадцать человек. Это количество уже рождает некоторые ограничения: выпускная пьеса должна быть густонаселенной или надо ее играть в два состава. Основной принцип Школы состоит в том, что каждый участник получает свою минуту славы».
Студенты Школы заехали на день раньше официального открытия и уже успели встретиться с режиссерами, каждый из которых рассказал, что он планирует делать, в каком направлении, жанре он хочет работать, какой театральный стиль выбирает. Следующая встреча — на кастинге. Он проходит в первый день занятий, когда режиссеры выбирают себе артистов, а актеры могут высказать свои пожелания, к кому бы они хотели попасть. Дальше начнутся трудовые и творческие будни: занятия актерским мастерством по группам до обеда, во второй половине дня — репетиции с режиссером. Выпускной спектакль нужно сделать всего за пятнадцать дней, объединив в нем людей прежде незнакомых. «Это крутой вызов для всех», — считает руководитель проекта.
Церемония открытия школы оказалась по молодежному неформальной. Пока ребята знакомились друг с другом, их музыкально объединял петрозаводский квинтет «Громыка». Громовой голос Максима Кошелева выступающего в неизменной в шапочке-пирожке, как у именитого брежневского министра Андрея Громыко, оторвал артистов от фуршетного стола и «бросил» на импровизированный танцпол. Забавные тексты с упоминанием самых известных деятелей русской культуры как нельзя лучше совпали с актуальностью момента.
Художественный руководитель Школы — народный артист РФ Александр Калягин, попеняв на пандемию, поломавшую планы и превратившую международную Школу во всероссийскую, пожелал молодым актерам быть жадными к знаниям: «Я знаю, что в театральную профессию идут люди не только по призванию, но и просто с сумасшедшим желанием состояться в этой профессии. Это правильно. Но для того, чтобы состояться, надо быть высочайшим профессионалом. Надо читать, владеть телом, голосом, своим актерским мастерством. Театров много, они разные, течения разные, и всеми надо овладевать. Пожалуйста, в течение месяца — учитесь и учитесь, постигайте, будьте жадными до всего!».
Завершило церемонию феерическое огненное шоу от театра «ЭКС» под руководством Юрия Берландина.
Нашим корреспондентам удалось поговорить с участниками Школы. Ребята рассказали, как они узнали о проекте, почему приехали сюда, чем им помогли их родные театры и что они приготовили для кастинга.
Лена Оленова в роскошном национальном якутском костюме (Якутск, театр «Олонхо»):
«Я окончила Арктический институт культуры и искусства. Мои педагоги — настоящие аксакалы театрального искусства: режиссер и художественный руководитель театра Андрей Борисов — обладатель «Золотой маски», Степанида Борисова — тоже обладательница «Золотой маски». Я очень горжусь своими учителями, обожаю их! Наш театр молодой и обычно поддерживает нас во всех начинаниях. Мне театр оплатил дорогу, все-таки путь далекий. И нарядили меня в национальный костюм. О Школе я узнала от своей коллеги, которая была здесь пару сезонов назад. Она мне рассказала, и я загорелась желанием попасть сюда: что-то узнать для себя, открыть новое, воодушевиться, вдохновиться.
Завтра на кастинге я сыграю на хомусе — национальном инструменте и исполню отрывочек из эпоса. Во время учебы я хочу понять, что это за направление — пластика. И была бы очень рада попасть в театр кукол, то есть, попробовать несколько другие жанры, познать что-то новое».
Ксения Чернолуцкая приехала с Урала (Нижний Тагил, Новый молодежный театр).
«Я закончила Алтайскую государственную академию культуры и искусства в Барнауле, училась на курсе, мастером которого был Геннадий Васильевич Старков. Куратором нашего курса был Валерий Сергеевич Золотухин. У него было всего два набора — наш курс был последним, который он довел.
Я узнала о Школе от своего одногруппника несколько лет назад, загорелась идеей сюда попасть. Отправляла заявку в прошлом году, но не прошла конкурс. Решила отправлять каждый год, пока не возьмут. В этом году наш театр получил возможность участия в проекте «Театр на прокачку» (новый проект СТД «Театр на прокачку» выбирает четыре театра, где появился новый художественный руководитель. Эти театры имеют приоритетное право участия в проектах СТД). Нам дали одно место в летней театральной школе. Выбор пал на меня, я была очень счастлива!
В Школу я очень хотела, потому что — это новые знакомства, интересный опыт, тренинги, мастерские, огромное количество безумно талантливых людей вокруг. Это знакомство с большими мастерами, от которых ты можешь что-то почерпнуть для профессии. Я считаю, что это уникальный опыт для актера»
Сергей Пыжов (Тула. Тульский академический театр драмы)
«О проекте я узнал из интернета, заполнил анкету, записал видеообращение, в котором постарался с душой и искренне высказать свои мысли. Мне захотелось вдохнуть новой театральной жизни, познакомиться с новыми людьми со всей России. О некоторых городах, откуда приехали мои коллеги, я даже не знал, либо они находятся так далеко, словно на другой планете. Наш театр пошел мне навстречу: меня не стали ставить на спектакли, пока я здесь, хотя сезон у нас еще продолжается. Очень хочется поработать с мастерами, известными деятелями театрального искусства, поучаствовать в новом спектакле, который нам предстоит сделать за три недели.
У меня, конечно, есть мысли, к кому бы я хотел попасть на кастинге, но я вообще-то буду рад любому проекту. Нам сегодня представили режиссеров, и я понял, что любой из спектаклей здесь будет для меня отличной актерской школой. Если мне позволят выбрать не драму, а кукольный или пластический театр, это тоже будет интересно, это будет выходом из зоны комфорта для меня. Для кастинга я подготовил монолог.
Я уже познакомился со многими ребятами, ведь тут такая почти семейная обстановка, и я надеюсь на долговременную творческую дружбу».
«Наш проект — это сгусток энергии,— резюмировал арт-директор Школы Митя Мозговой, — иногда люди год репетируют, и у них ничего не получается, а тут за пятнадцать дней можно выстрелить шедевром».
Выпускные спектакли Школы будут показаны в конце июня в Москве в «Боярских палатах», в Центре им. Любови Орловой в Звенигороде, в Истринском драматическом театре. Один спектакль делается специально для международного театрального фестиваля «Толстой» и его покажут в музее-усадьбе «Ясная поляна».