На Театральной площади Москвы этот столетний юбиляр – самый молодой. Его соседи – Большой и Малый – гораздо солиднее годами, но на то он и Российский Академический Молодежный Театр (РАМТ), чтобы держать планку вечно юного и задорного.
Юбилей широко отмечался весь прошлый сезон, и теперь продолжительный праздник рождения театра плавно перекочевал в сезон 2021-2022. После блестящих выставок- инсталляций, подробно, современно и креативно представляющих богатую историю театра, после встреч, премьер и чудесного спецпроекта – аудоиспектакля «Сто» театр перешел непосредственно к празднованию и пригласил 4 сентября на торжественное мероприятие открытия сезона гостей, друзей и партнеров.
Юбилейный вечер превратился в настоящий светский раут. Каждому гостю любезно вручили приглашение с номером столика и пригласили не в театральное кафе, а прямо в зрительный зал. Впечатление от партера, все огромное пространство которого вместо зрительских кресел занимают белоснежные круглые столы, может быть поистине сногсшибательным. Величавая хрустальная люстра над сценой, тоже уставленной накрытыми столами, придала празднику настроение старинного бала. Визуально сцена слилась со зрительным залом в едином великолепии, а за каждый столик к ошеломленным гостям подсел кто-нибудь из артистов. На правах хозяев торжества они разливали по бокалам вино и потчевали друзей театра изысканными угощениями.
Первым делом артисты представили свой любимый дом, как теплый и семейный, устроив смешной коллаж из отрывков репертуарных пьес про семейные отношения. Актеры выскакивали, как чертики из табакерки, из самых неожиданных уголков зала, появлялись из-за парапетов балкона, вставали со своих мест за столами и включались в действие. Это броуновское движение создало впечатление, что в этом театре они живут везде, и в любом его уголке чувствуют себя, как дома. И разве это не так на самом деле?
Художественный руководитель РАМТа, народный артист РФ Алексей Бородин поприветствовал гостей и пояснил, что такую необычную обстановку зала им помог создать случай: зрительские кресла вынесли из партера, так как в процессе нескончаемого ремонта на их место будут установлены новые. Воспользовавшись ситуацией, работники театра и превратили зрительный зал в банкетный.
Заслуженная артистка РФ Татьяна Матюхова в черном рок-н-ролльном наряде проникновенно исполнила песню «..ах, этот вечер, лукавый маг», наполнившей зал атмосферой театрального волшебства. На сцену вывезли сияющую гигантскую цифру 100.
Грандиозный, очень смешной капустник стал не только отличным подарком гостям театра, но и позволил актерам в очередной раз продемонстрировать все свои невероятные возможности. Уморительные скетчи, импровизации, пантомимы, современный танец, яркий вокал и просто веселое хулиганство без отдыха и антракта на три часа – кажется, энергию молодости в этом театре растратить невозможно и ей «все возрасты покорны». Дружески посмеялись над другими театрами, особенно над соседями, и больше всего – над самими собой, примерили новые зрительские кресла, покрасили фасад своего старинного особняка, дали мощного рок-н-ролла (черный наряд должен был выстрелить как то ружье…), вспомнили всех, кто работал и начинал свою звездную карьеру на этой легендарной сцене. Худруку Алексею Бородину и главному режиссеру театра Егору Перегудову даже не пришлось вставать из-за праздничного стола – их так удачно заместили на сцене актеры, что пришлось долго присматриваться – оригинал или копия?
Свои поздравления театру в видеоформате прислали британские драматурги Майкл Фрейн, старательно говоривший по-русски, и Том Стоппард, называющий РАМТ «мой дом вдали от дома». Его десятичасовой спектакль «Берег утопии» прожил в репертуаре 10 лет и стал культовым.
Затем со своими поздравлениями поспешили знаменитости всех времен и народов: приехала королева Британии Елизавета, томно восседала на балконе Анна Ахматова, «зажгли» заморские звезды Роберт Де Ниро и Аль Пачино, с экрана поздравила Вера Холодная, поворчала Фаина Раневская с неизменной сигареткой во рту, станцевала, призывая своего Серьожу, Айседора Дункан, расцветил сцену цыганский табор, пению и пляскам которого порадовался бы не только Эмиль Лотяну, но и театр «Ромэн».
Поднимались тосты за театр, актеров, режиссеров, партнеров, критиков, за тех, кто создал эту сцену и продолжает на ней творить. Финала никто не ждал, но он наступил, умиротворяющий и добрый, как душа всегда молодого юбиляра. Зрители и артисты распевали хором под свет телефонных фонариков, а потом слились в таких взаимных и продолжительных аплодисментах, что прервать их пришлось волевым решением худрука, иначе в этот «лиловый вечер» никто так и не ушел бы домой.