Российский молодёжный академический театр (РАМТ) представил первую премьеру 2022 года – спектакль «Волна» по роману американского писателя Тодда Штрассера в постановке Галины Зальцман. Зрители погружаются в школьную атмосферу, изучают историю вместе с учениками и наблюдают за очень странным экспериментом, спонтанно придуманным педагогом и призванным открыть глаза ученикам на то, как легко они могут стать жертвой манипуляции. О многом задуматься предстоит всем присутствующим в зале.
В основе сюжета – реальные события: психологический эксперимент, который осуществил учитель истории одной из калифорнийских школ в 1967 году. Его целью было объяснить подросткам, как население Германии могло принять нацистский режим Третьего рейха. Учитель придумал общественное движение «Третья волна» со своей идеологией и ритуалами, которое очень быстро приобрело популярность в школе, не смотря на абсурдность некоторых заявлений и действий.
РАМТ представляет эту историю в камерном пространстве – Чёрной комнате, которая в мгновение ока преображается в различные школьные и ученические локации (художник – Катя Никитина): от учебного класса и баскетбольной площадки до дома одной из девочек, которая приглашает одноклассников на вечеринку. Однако до Чёрной комнаты зрители посещают Белый зал, где сами сидят за партой и отвечают в анкете, на первый взгляд, на нехитрые вопросы. Но они, в большинстве случаев, будут переосмыслены уже в Чёрной комнате, когда педагог-историк Бен Росс (Максим Керин) будет разбирать с учениками Холокост.
На сцене появляются шесть учеников класса, очень разных, но олицетворяющих собой классические типажи школьников. Тут есть активная и преуспевающая Лори (Анна Дворжецкая), её парень и душа компании Дэвид (Андрей Лаптев), старательная и прилежная Эми (Полина Лашкевич), спортсмен и невежда Брайан (Антон Савватимов), хулиган и задира Брэд (Георгий Гайдучик), растяпа и неудачник Роберт (Владимир Зомерфельд). Их мало что объединяет, разве что насмешки над Робертом.
Очередной школьный урок ученики коротают со скучающим видом, но видео о концлагерях, показанное им Беном Россом, что-то меняет внутри одной из девочек. Лори возмущённо спрашивает, а как так вышло, что жители Германии спокойно жили со знанием, что где-то рядом просто так убивают людей. В этот момент творческая педагогическая натура Бена Росса и задумывает свой эксперимент, не имея чёткого плана, не подозревая, во что это выльется и какие будут последствия.
Учитель действует спонтанно, сначала вовлекая детей в игру, где тренируют дисциплину, затем поражаясь стремительности, с которой распространяются заброшенные в маленький коллектив идеи. Под их влиянием меняются все: Роберт из изгоя преображается в равноправного и одного из самых активных членов движения «Волна»; Эми даёт волю тому, что раньше скрывала от посторонних глаз – зависти и карьеризму; Лори, подозревая, что им запудривают мозги, идёт против всех и становится жертвой безудержной агрессии со стороны друзей и бывшего парня.
Игра-эксперимент, затеянный учителем, окончательно выходит из-под его контроля: дети, одержимые идеями «Волны», готовы избивать и линчевать тех, кто не с ними. Бен Росс резко прекращает свою игру, выводя детям на видео фигуру Адольфа Гитлера и подводя плачевный итог, что, вступая в «Волну» и неистово пропагандируя её идеи, школьники повели себя точно так же, как жители нацистской Германии. Осознать, в какую ловушку они попались, детям совсем непросто: кому-то стыдно, кому-то страшно, а кому-то просто не хочется дальше жить…
Присутствуя на этом спектакле, сложно сдержать в голове бурный мыслительный процесс. Если никогда не слышал об эксперименте в калифорнийской школе, трудно поверить, как это было возможно, а главное – почему так просто удалось запудрить мозги всем в разношёрстном коллективе? И если бы выданные в начале спектакля анкеты предложили по окончании него заполнить снова, наверняка, ответы бы сильно изменились.