Перед закрытием сезона в театре «Школа драматического искусства» представили премьеру по комедии Жан-Батиста Мольера «Учёные женщины». Не самую популярную пьесу популярного французского драматурга режиссёр Игорь Яцко поставил с недавними выпускниками своего актёрского курса в Московском городском университете МГПУ. Текст Мольера в изящном переводе Маргариты Тумповской 1957 года звучит витиевато, заставляя временами напряжённо вслушиваться в речь персонажей. При этом сценическое действие смотрится современно и остроумно: режиссура «распрямляет» кружевное плетение текста и облегчает восприятие через интонации, движение и построение мизансцен.
Ироничные диалоги, шутки, курьёзные ситуации и неожиданные игровые моменты – для финала сезона в ШДИ выбрали удачную комбинацию. Молодые артисты сразу включаются в игру и «утягивают» за собой зрителей. Профессионализм и серьёзность, с которыми вчерашние ученики работают на сцене, удачно соединяются с характерными для студенческих спектаклей честностью и азартом. В итоге из глубин классической литературы рождаются лёгкость, непринуждённый юмор и приподнятое театральное настроение, в котором зритель пребывает 1 час и 45 минут сценического действия. «Высокая комедия, где главным героем является смех» – заявленную режиссёром характеристику команда спектакля осваивает чисто и уверенно.
Мольеровский смех над комильфотным мировоззрением и образом жизни французских буржуа XVII века воплотился на сцене «Тау-зала» в актуальном противоречии. Чем усерднее человек стремится поделить мир надвое и выбрать свою половину, тем чаще он напоминает обезьянку из анекдота, разрывающуюся между умными и красивыми.
В структуре «Учёных женщин» Игоря Яцко на игровом поле противоборствуют именно эти две команды – умные vs красивые. Правда, оказывается, что умные не так уж умны, а красота красивых – в их простоте и прямодушии. Капитан команды «умных» поэт Триссотен (Максим Бойко) ничего не стоит без своих болельщиков. В его группу поддержки входят властная «яжемать» Филаминта (Ксения Копылова), снобствующая гордячка Арманда (Арина Федосенко) и одержимая химерами экзальтированная Белиза (Анастасия Фурсова). Каждая строчка Мольера в мизансценах Яцко убеждает зрителя: Триссотен – графоман и проходимец, распиаренное жеманное ничто с раздутым эго. Его банальные мысли и скверные рифмы способны вдохновить лишь таких же «просвещённых» – тех, кто не разбирается ни в философии, ни в поэзии, но в надежде попасть в круг избранных громко провозглашает примат всего учёного и духовного над телесным и низменным.
Команду «красивых» возглавляет Генриетта (Галина Селякова), которая честно признаётся, что вся эта учёная заумь ей не по таланту, ей уж невтерпёж замуж за любимого Клитандра (Сергей Атрощенко). За «красивых» также играют сам Клитандр (милый и честный, но совершенно беспомощный юноша), очаровательный (в своих попытках вырвать власть из щупалец жены) подкаблучник Кризаль (Роман Клепченко), Арист (Антон Ромм) – герой, проявляющий не только склонность к здравому критическому мышлению, но и тренерскую хватку стратега и тактика.
Комедию артисты отыгрывают в преувеличенной, гротесковой манере так, что мольеровский «словесный балет», заявленный в аннотации к спектаклю, превращается в оперу-буффа. Такой формат отчасти обусловлен жанром комической оперы: бытовой сюжет с сатирической окраской, любовные треугольники, внутрисемейные разногласия, хитрости, обманы и подложные письма во имя счастливого брака. Всё это демонстрируется публике под музыку Моцарта, исполняемую на бутафорских инструментах. Классическую балетно-оперную тему визуально поддерживают декорации с преобладанием белого и золотого цветов, а костюмы превращают героев в фарфоровые статуэтки и групповые композиции – жанровые сценки на тему досуга состоятельных парижан (художник – Кирилл Фёдоров). Пластика, балетные поддержки, хороводы и падения в постановке Рамуне Ходоркайте уводят хрестоматийную хореографию в пространство марионеточного комизма и шутовства.
Финал комедии предсказуем: у Мольера любовь вознаграждается за искренность. В постановке Яцко развязка та же, но с иным акцентом: любовь с помощью хитрости разоблачает лжеучёность. «Умные» красиво играют, но всё равно проигрывают «красивым», потому что подлинное богаче напускного, а у «казаться» нет оружия против «быть». Не будь в спектакле юмора и самоиронии, он звучал бы приговором сегодняшнему миру фейковых достижений и побед. Но смех не обвиняет: он лечит, очищает и даёт надежду. Чтобы избавиться от химер тщеславия, нужно сочинить о них анекдот и хорошенько посмеяться.