«Это будет принципиально разножанровая постановка» ― отмечает Егор Перегудов, режиссёр альманаха «Истории», приуроченного к столетию Театра им. Вл. Маяковского. В основу спектакля легли сюжеты из русской классики, отрывки из сочинений Бунина, Чехова, Шукшина, Некрасова, Аверченко. Здесь находят отображение и смешные анекдоты, и лирические монологи, и даже настоящая трагедия. По духу спектакль тяготеет к классической форме, где просматривается глубокая дань уважения столетней истории. Неслучайно на сцене корифеи разыгрывают заветные роли, сошедшие со страниц классической литературы, которая и сто лет назад, и сегодня продолжает щедро питать театр.
Владимир Арефьев удачно использует сценический ход со штанкетами, с которых живописно свисают сценические костюмы. Многоярусное сооружение выполняет роль подвижного интермедийного занавеса для смены картин. Штанкет вздымается вверх и перед нами на изысканном диване восседает настоящая королева! Открывает вечер Светлана Немоляева с фрагментом из спектакля «Смех лангусты», в котором когда-то играла вместе с Александром Лазаревым. Актриса вспоминает: «Саша играл виртуозно: в одном образе Питу он играл множество ролей – Мать Сары Бернар, святую мать-воспитательницу в монастыре, возлюбленного, наглого импресарио и в финале – Оскара Уайльда…»
Анатолий Лобоцкий с Анной Ардовой следом разыгрывают чеховскую «Драму», а Александр Андриенко и Евгений Парамонов «Лебединую песню (Калхас)». Наверное, самой неожиданной и комичной стала шутка Аркадия Аверченко «Ключ» в исполнении Виктора Запорожского, Дарьи Поверенновой и Ивана Сапфирова. А вот следующая зарисовка некрасовских «Русских женщин», где солирует Ольга Прокофьева, вносит серьёзную трагическую интонацию. Минимум оформительских элементов ― только проекция (видеохудожник Виктор Васильев) и раритетное пианино. Такое решение обостряет драматизм, концентрируя внимание исключительно на актёрской игре.
«В конце 60-х – начале 70-х Андрей Александрович Гончаров дал студентам задание сделать отрывки по рассказам Василия Макаровича Шукшина, инсценировать их. Потом посмотрел несколько показов и ему пришла идея сделать спектакль. И в 1973 году спектакль «Характеры» стал спектаклем театра, а я, будучи студентом Андрея Александровича, имел удовольствие не только смотреть этот спектакль, но и обслуживать его: мы встречали зрителей, проверяли билеты, провожали на места, даже разрешали какие-то конфликты…» ― вспоминает актёр Сергей Рубеко, который в дуэте с Любовью Руденко представил сцену «Осколок» по рассказу Василия Шукшина. Легко, игриво, с наивной трогательностью и простотой незатейливый сюжет подводит к финалу, который в «Историях» вышел замечательным!
У дымящей печки-буржуйки сидит статный мужчина, одетый с иголочки. Над ним клубятся красивые ленты дыма, полупрозрачный туман узором навевает особую, таинственную атмосферу. Рассказ Бунина «Солнечный удар» посвящён мимолетной любви, которая вспыхнула между поручиком и «безымянной женщиной». Оставшись один, поручик осознаёт, каким счастьем была для него эта встреча. Игорь Костолевский читает текст нежно, трепетно, вдохновенно, произнося каждое слово с ювелирной аккуратностью, будто выплавляет сияющие чистотой алмазы. Внутренний аристократизм и обаяние актёра действуют неотразимо, а бунинский поэтический стиль повествования уносит тебя всеми мыслями куда-то далеко-далеко… Туда, где мимолетное увлечение способно подарить упоительные минуты настоящего счастья, которое ждёшь всю жизнь, а осознать его приход сумеешь только потеряв.
Спектакль «Истории» – это аккуратное прикосновение к незабвенной классике, которая становится сталкером в прошлое и вдохновителем будущего в театре им. Вл. Маяковского. И на это будущее возлагается большая ответственность и надежда, ведь за спиной прекрасный, достойный, величественный век.