Литературная основа спектакля многослойная – пьеса Кристофера Хэмптона «Опасные связи» по мотивам Шодерло де Лакло (совсем давно, 1782). И кажется, что по мотивам одноименного фильма (1989, тоже довольно старого). Кстати, с него началась карьера Киану Ривза и Умы Турман. Еще используются фрагменты трагифарса Леонида Филатова «Опасный, опасный, очень опасный …», тоже написанного по Лакло, но с отличиями в сюжете.
Пока заполняется зал, на сцене струнный квартет играет барочную музыку, потом эффектно падает бордовый занавес и открывается бездонное пространство сцены. На переднем плане подиум, отделённый от основной сцены ямой (падая в неё, персонажи будут демонстрировать глубину падения). На сцене доминирует чёрная двухэтажная конструкция. Задника нет – в глубине за сценой что-то вроде гримерки/будуара/раздевалки, там актеры переодеваются по ходу пьесы, стоит манекен, зеркала, светильники.
К даме продвинутого возраста съезжаются гости – молодежь Сесиль и Дансени на мотоциклах, Вальмон на вертолете, они развлекаются на этом рауте прочтением старых писем. И из них постепенно проступают персонажи, за счет костюмов гости превращаются в героев строк, и разыгрывается всем известная галантная история.
В первозданном виде история преданных чувств, случившаяся в парижском высшем свете почти 300 лет назад, даже и адаптированная 30 лет назад довольно далека от современных представлений примерно обо всем – морали, взаимоотношениях, социальных нормах и прочая. И то, что создатели вынимают из материала и показывают, то и делает ее новой историей для сегодняшнего зрителя.
В «Опасных связях» Игоря Яцко много красивых костюмов, и их смена подчеркивает движение назад – начинали в кроссовках, закончили в париках и кружевах. Живая музыка сопровождает весь спектакль – квартет исполняет разнообразный репертуар от Моцарта до Шнитке. Видеопроекция не кажется обязательной, но в некоторые моменты приковывает к себе внимание.
Сюжет внешний (переезды персонажей с места на место, визиты, переодевания, разговоры, много движения, охота со стрельбой) перевешивает внутренний и не всегда дает возможность увидеть эволюцию героев. Как и когда Вальмон из завзятого ловеласа превратился в пылкого влюбленного? Почему маркиза такая стерва? Что сломалось в Сесиль?
Получилась яркая и музыкальная постановка, во главе которой – внешняя красота, яркий фарс и трагический финал.