Если вы предпочитаете исследовать сценическое пространство и искать подсказки в цветовых решениях ещë до начала спектакля, то в этот раз будьте аккуратны: выдвинутые теории впоследствии могут подлежать пересмотру. Но это совсем не значит, что не стоит себе доверять. Скорее важно почувствовать настроение спектакля, которое необязательно будет совпадать с вашим, особенно после изучения объектов вокруг. Светлых. И это здесь ключевое слово. Вас встречают предметы белоснежного цвета: настольные лампы, зеркало, табуретка, стул, торшер. А дальше – будто чистый альбомный лист соприкасается с кисточкой, которую обмакнули в чëрную краску. Со сцены звучат тяжëлые истории о ежедневной борьбе подростка с окружающим миром, где «важно» соответствовать общепринятым стандартам или в противном случае переделывать себя, чтобы стать деталью огромного пазла, идеально подходящей к другой.
«Привет, жирный!» – теперь королевство белых фигур пропускает вперед главного и единственного героя спектакля – Олега Любашевского (Олег Липовецкий). Эти слова – стандартное обращение сверстников к нему. Можно догадаться: дело в физических параметрах, которые становятся камнем преткновения на пути к счастливой жизни героя. Олег в сознании ребят – и есть «неправильная» деталька. Та, что заставляет увлеченного процессом сборки ломать голову в поиске нужного для неë места. Только в игре, участником которой не по своей воле становится Любашевский, правила меняются: необходимо приложить максимум усилий, чтобы соединить деталь с другими, даже в случае их несоответствия, моментально бросающегося в глаза. Как и где найти опору, когда ты – мишень для оскорблений, куда целятся ежедневно, ежечасно, ежеминутно? Обновление героя через боль предстоит наблюдать зрителю на спектакле «Жирная Люба» в театре «Шалом».
Путь избавления от неуверенности, съедающей изнутри, проходит не только персонаж Олега Липовецкого, но и сам актëр, ведь эта история – автобиография. Оттого возникает ощущение, что слушаешь исповедь родного человека с открытой, полной ожидания душой, без предрассудков и предубеждений. Возможно, именно в этот момент, рассказывая об очередной выходке Димы Титоренко – самого главного злодея, озабоченного неверной деталью пазла – Олег Липовецкий обнажает глубокую рану перед зрителем. Белоснежные предметы интерьера, которые ещë до начала спектакля обратили на себя внимание, помогают актëру переноситься в прошлое, где в перерывах между подготовкой к защите от вражеских нападений можно побыть с теми, кто лечит безусловным принятием. Звучит история об уютном вечере, проведëнном с родителями. Олег Липовецкий включает торшер, и тëплый свет разливается вокруг. Следующая история – о первой, нежной и взаимной любви. Актëр смотрит на женский портрет в белой раме и, погружаясь в приятные воспоминания, каждое слово произносит с особым трепетом. А дальше – благодарность родному брату за крепкое плечо (иногда его важно ощущать не только девочкам), пожалуй, в самый нужный момент: сверстники уже прицелились в мишень и готовы были делать выстрел. Тот день навсегда положил конец внутрисемейным разборкам со старшим товарищем и сейчас, спустя несколько десятков лет, Олег удобно располагается на белом стуле лицом к зрителям и признаëтся: «Я люблю своего брата». Затем делает паузу и уже чуть тише продолжает: «И он любил меня». Один оборот вокруг себя – и активация кнопки, переключающей эмоциональные состояния, прошла успешно. Липовецкий вновь «жирная Люба». А значит, вновь нужно продолжать бороться.
Историю за историей слышат и наблюдают (в этом помогают кадры из детства, которыми с большим энтузиазмом делится актëр) зрители. Любвеобильный и миролюбивый мальчик раскрывается с разных сторон: придумывает способы отомстить главному обидчику, совершает подвиги ради понравившейся «земляничной» (всë потому, что она обожала эту ягоду) девочки, убегает из дома, лишь бы не потерпеть поражение в войне с братом и… адресует родителям страшные слова: «Пока не похудею – в школу больше не пойду. Заставите идти – повешусь». С тех пор у Олега начинается новая жизнь. В санатории, где его ждëт строгая диета. Вы можете не беспокоиться: юноша не теряет себя в попытках достичь идеала. Наоборот, приобретает, вернее постепенно по крупицам собирает веру в свои силы – ценный ресурс для того, чтобы перешагнуть через годы страха, унижений и издевательств и увидеть в зеркале не «жирную Любу», а настоящего Аполлона.
Спектакль – словно терапия, рекомендован тем, кто, как и Олег Любашевский в подростковые годы, считает себя «неправильной» деталью пазла. Но с не меньшим удовольствием его можно прописать (для профилактики) «пациентам», которые недавно осознали кое-что важное: всем на Земле есть место, опора – она внутри самого человека. Меняться не противопоказано, но только через бережное отношение к себе.
Автор Алеся Воронова