9 февраля в Новом Пространстве Театра Наций состоялась премьера спектакля «Коралловый остров» в постановке Артема Терехина.
Повесть шотландского писателя Роберта Баллантайна, продолжая традицию робинзонады, рассказывает о трех мальчиках, выживших в кораблекрушении и оказавшихся на необитаемом острове. Книга была издана в конце 1857 года и с тех пор не покидала прилавков книжных магазинов не только Англии, но и всего мира. Со временем «Коралловый остров» стал классикой жанра и вдохновил многих писателей – Жюля Верна, Роберта Льюиса Стивенсона, Джеймса Барри, Уильяма Голдинга.
Режиссер Артем Терехин и драматург Светлана Баженова переосмыслили опыт предшественников и написали свою пьесу, в которой от повести Баллантайна осталось только название и место действия. Количество героев увеличилось – их стало восемь, а захватывающее приключение на райском острове превратилось в жестокую борьбу за право остаться в живых.
«Мы, как и Уильям Голдинг при создании в середине XX века романа «Повелитель мух», отталкиваемся в своей работе от текста Баллантайна и наблюдаем за превращением мальчишек в зверей, – рассказывает Артем Терехин. – Как происходит процесс нормализации зла? Что становится причиной трансформации человека? Нам хочется, чтобы у зрителя была возможность разобраться в этом вместе с нами, найти эту пресловутую точку сборки».
Роли в спектакле исполняют выпускники 2022 года мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, чей дипломный спектакль «Толстая тетрадь» в постановке Татьяны Тарасовой вошел в репертуар Нового Пространства Театра Наций. Григорий Артеменко, Иван Злобин, Владислав Медведев, Лев Зулькарнаев, Равиль Батыров, Ефим Белосорочка, Сергей Ходьков, Александр Прошин демонстрируют не только вершины актерского мастерства, но и небывалую физическую выносливость. Два часа сценического времени они проводят на скользком от воды помосте, где каждый шаг (не говоря уже о драках и беготне) травмоопасен.
Для зрителя же опасно невнимание к описанию спектакля (возрастное ограничение 16+). Дух приключений, вольный ветер морских путешествий и прочая ожидаемая романтика начинается и заканчивается в названии постановки. Внутри «Кораллового острова» – слезы, кровь, жестокость и сломленные души. Образы цивилизованных мальчиков разваливаются на глазах, а на их останках вырастают чудовища и жертвы, с каждой минутой теряющие человеческое достоинство. Всего за несколько дней своя и чужая смерть перестает быть для них чем-то пугающим и становится естественным и единственным выходом.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Борьба за выживание не предполагает следование этикету и моральным принципам. Истинная человеческая натура, не обремененная правилами и нормами, являет себя во всем многообразии основных природных инстинктов. Создавая эту историю, Артем Терехин и Светлана Баженова придумали персонажей максимально узнаваемых, и вроде бы понятных вдоль и поперек: ботаник, задира, качок, тихоня, умник и т.д. Но в предлагаемых обстоятельствах эти, казалось бы, типичные характеры выворачиваются наизнанку, превращаясь в нечто совершенно не предполагаемое, немыслимое, страшное…
Это стремительное превращение проработано актерами до мельчайших деталей: каждое движение выверено, каждая интонация в свое время, каждый жест на своем месте. Здесь нет и не может быть никакой халтуры еще и потому, что Новое Пространство Театра Наций – это максимальная близость артиста и зрителя, где любая фальшь мгновенно обнаруживается и не прощается. Восемь героев «Кораллового острова» – это восемь тщательно продуманных жизненных линий, волею судьбы сплетенных воедино, это восемь прекрасных актеров, за два часа проживших и свою, и общую жизнь.
Совершенно потусторонними существами выглядят актрисы спектакля – Дарья Балабанова, Карина Газизова, Серафима Гощанская, Элизабет Дамскер, Алина Боярчукова. Они, как банши, поют и скользят тенями среди мальчишек, в ожидании той минуты, когда можно будет забрать человеческую душу и сопроводить ее в совсем иные чертоги. Остров поглощает героев одного за другим, пока, в конце концов, не останется кто-то один. Да и останется ли?
Сидя в зале и ужасаясь разворачивающейся перед глазами страшной истории выживания, довольно быстро понимаешь, что хэппи-энда не будет. Его просто не может быть в реальной жизни, а ведь именно реальную жизнь и реальных людей хотят показать зрителю создатели спектакля. И тем не менее, финал поражает совершенно неожиданным «обратным превращением»: запоздалым, ничего не меняющим, беспомощным… и необходимым. Необходимым как надежда на то, что даже в самых чудовищных обстоятельствах невозможно полностью убить в себе человека.