С тех пор как слово «капустник» приобрело пренебрежительный оттенок, вырос и риск обидеть артистов и режиссёра, сотворивших репертуарную постановку в этом жанре. Меж тем капустник – плоть от плоти театр, а придумать и сыграть его хорошо – задача непростая. Воспоминания о лучших капустниках хранятся в архивах, тайно снятые видео пересылаются «по знакомству», а попасть на такой показ без особого приглашения невозможно, потому что на закрытое мероприятие «для своих» билеты не продаются.
Премьера Антона Яковлева по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» – замечательный пример театрального капустника, сделанного от всей души – качественно, профессионально, с любовью и без снобизма. Это яркое карнавальное действо, открытое для любого зрителя, какую бы театральную веру он ни исповедовал, и умелое, умное, остроумное обращение современного театра к классике без попытки переделать шекспировскую комедию в сатиру или резкое злободневное высказывание.
Доказательств нет, но легко представляется, что Великий Бард задумывал свою комедию именно такой – радостной, лёгкой и легкомысленной, бесшабашной, изобретательной и уморительно смешной, задорной и энергичной, полной детского восторга от разнообразия мира. Во времена шекспировского «Глобуса», где партер был стоячим, дешёвым и нетрезвым, артисты умели веселить, а зрители – веселиться.
Два с половиной часа гости Малой сцены Театра Гоголя не просто веселятся – они реагируют всем телом, и от смеха часть из них наверняка упала бы со стульев, если бы проходы между рядами были пошире. В инсценировку на основе перевода Татьяны Щепкиной-Куперник смело встраивается авторская музыка (композитор Андрей Злобин, он же умилительно исполняет роль столяра Миляги), а простая сценография (художник-постановщик Иван Васецкий) служит идеальным фоном для «театра в театре» и позволяет сосредоточиться на персонажах и актёрской игре.
Сосредоточиться будет нелегко, ибо глаза разбегаются: настолько все хороши. Самозабвенно «звездящий», но справедливый Тезей с воинственной «а пострелять?» Ипполитой (Анатолий Просалов и Мария Свирид), парочка прилежных студентов-очкариков Гермия и Лизандр (Алёна Гончарова и Евгений Пуцыло), отчаянно-страстная Елена и нарциссичный Деметрий (Полина Шеповалова и Сергей Савичев), сладкоголосый Филострат, он же плотник Пигва (Антон Лызо) – эти афиняне знают, что такое съёмки телешоу, сонеты Шекспира, топ-5 мировых оперных арий, колготки в сеточку и режиссура в самодеятельном театре.
Обитатели сказочного леса – не духи, сотканные из эфира и нектара, а вполне телесные существа. Царь теней (и зверей) Оберон (Марк Бурлай) – всемогущий худрук небесного театра, а озорной Пэк (Егор Попов) – его блестящий ассистент, распорядитель и эльф, на любой случай хранящий в кармане реквизит – волшебную пыльцу и спрей-зелье для «невинных» шалостей. Супруга Оберона царица Титания (Ирина Рудницкая), и её костюмерша Люся, она же четвёрка фей (Людмила Гаврилова), предстают корифеями сцены, утомлёнными театральной рутиной. К слову, обе актрисы давно состоят в труппе Театра Гоголя, и их реплики в духе «пора на пенсию» звучат самоиронично и жизненно в спектакле, щедро распространяющем вирус юности.
У Яковлева самоиронией вообще прошит каждый сантиметр постановки. Театр, умеющий открыто, по-доброму смеяться над собой, мгновенно подключает зрителя, обращается к нему на равных как к другу и единомышленнику. По-дружески тепло зритель встречает группу вынужденных артистов самодеятельного театра. Их как будто и в самом деле только что отвлекли от монтировочных работ за кулисами и теперь заставляют репетировать. У каждого – свой характер. Дудка (Дмитрий Высоцкий) – из тех, кто не высовывается, но, если уж высунулся, то долго не выходит из образа. Рыло (Андрей Ребенков) – работяга с крепко встроенным коллективным умом, и потому заслуженно получает роль стены. Робин Заморыш (Павел Комаров, он же открывает спектакль серией фееричных «анонсов») – обидчивый «пацанчик с района», который где-то нахватался умных слов и сыплет ими и в хвост и в гриву. Хвост и грива тоже появятся неоднократно. Например, в образе льва в обличии рок-звезды на сцену выйдет Андрей Злобин и задаст жару на электрогитаре. Его роль Миляги интересно придумана и сыграна так, что позволяет демонстрировать метаморфозы персонажа и чудеса актёрского переключения.
Ещё одна интересная роль – ткач Основа. В ней много игрового творчества, импровизации и свободы, но это не ворох отдельных реприз, придумок и выходок, а цельный образ. В своего Основу Кирилл Ковбас умещает весь актёрский мир со свойственными ему атрибутами: этюдами на ПФД, волшебством превращения, уязвимостью и жаждой славы, ослиным упрямством, самурайским героизмом, неуёмной фантазией и неубиваемой мечтой о кино. И конечно, самоотдачей, бьющей прямо в очарованного зрителя.
Из шоу, фарса и веселья незаметно сложился спектакль о таланте – о том, что важно слушать своё сердце, понимать своё предназначение и идти своим путём. Лучшее, что можно сделать, – это двигаться вперёд, смиренно и стойко снося скептицизм толпы, приказы герцогов, беспечные игры эльфов и причудливую волю богов. Думается, для обновлённого Театра Гоголя эта тема не случайная – прочувствованная, обнадёживающая, устремлённая в будущее.