Многие, проезжая мимо серого куба здания с фантастическими часами на фасаде, не подозревают, что на задворках Театра кукол имени С.В. Образцова скрывается симпатичное, тихое местечко – Образцовпарк. Именно там 12 мая гостей радушно встречали «миллионом алых роз» – одним из символов песенной поэзии Андрея Вознесенского. В этот день поэту исполнилось бы 90 лет.
Юбилей, в который невозможно поверить. Необычные, пронзающие строки, рваный ритм, несоединимые рифмы представляются поэзией вечно юной, подвижной, одновременно текучей и резкой. Она для молодых, готовых воспринимать всё фантастическое, авангардное, призывающее к сотворчеству мысли. Андрей Вознесенский таким и остался – космическим, молодым, как его стихи.
В вечер памяти на одной сцене встретились современники поэта, знавшие его близко, популярные актёры, певцы, а также дети из театра-студии «Непоседы». Вели концерт тоже представители разных поколений – з.а. РФ Вадим Колганов и юная актриса Аксинья Гнилицкая.
Андрей Вознесенский жил в удивительную и странную эпоху, когда слава творца ходила рука об руку с гонением на него. Поэту довелось пережить и минуты взлёта в Политехническом, где он вместе с плеядой «оттепельников» почитался равным Богам поэзии, и минуты хулы из уст первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва.
В этом периоде жизни поэта была и тёплая дружба с необласканным властью Театром на Таганке. Поэт Вознесенский состоял в худсовете театра. Об этом времени поведал свидетель событий Вениамин Смехов. Известный актёр и литературный деятель, «в десятку» попадающий под определение Андреем Вознесенским русской интеллигенции, напомнил о годах сотрудничества поэта и театра, когда на Таганке с колоссальным успехом шёл прославленный спектакль «Антимиры». По словам Вениамина Смехова, этой постановкой на Таганке был открыт новый жанр – «стихи как драма». В 1970 году в театре состоялась премьера ещё одного знакового спектакля на стихи Андрея Вознесенского «Берегите ваши лица». Тогда стихотворные строки поэта декламировались всем созвездием актёров Таганки. Этой постановке была уготована трудная, типично советская судьба. Она была запрещена уже после третьего показа.
«Современный, личный футуризм» – так Вениамин Смехов описал характер и форму поэзии своего великого соратника, прочитав два стихотворения: «Провала прошу» и «Ностальгия по настоящему».
Народная артистка РФ Елена Санаева поделилась историей создания её мужем, режиссёром Роланом Быковым, стихотворения-посвящения Андрею Вознесенскому. Ролан Быков никогда не считал себя поэтом и писал стихи исключительно по велению души. Поэзия Андрея Вознесенского взволновала его настолько, что однажды режиссёр создал стихотворный шедевр-посвящение поэту и отдал столько сил этому творческому процессу, что, по признанию Елены Санаевой: «… у него впервые в жизни пошла носом кровь».
Поэт Евгений Бунимович рассказал об обычном задорном мальчишестве Андрея Вознесенского, который, подарив другу свой стихотворный сборник подписал его: «Бу от Во». Поэт напомнил также о бессмертной поэме «Авось», ставшей легендарным мюзиклом «Юнона и Авось» на сцене «Ленкома». Оказывается, в поэме есть много интересных поэтических откровений, не вошедших в спектакль. Среди них – «Памятник» в письме графа Николая Резанова поэту Гавриилу Державину: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…». Поэзия Андрея Вознесенского звучала в этот вечер в исполнении Елены Захаровой, Алексея Гнилицкого, Ольги Гусилетовой, Любавы Аристарховой.
Песни, написанные на стихи поэта, иногда простодушны, как знаменитая «однодневка» «Плачет девушка в автомате», которую на концерте исполнил Александр Сеппиус, но чаще вечны, как песня «Не исчезай». Её спел Евгений Суслов и почему-то казалось, что вместе с посетителями Образцовпарка знаменитый лирический хит подпевает сам Иосиф Кобзон, памятник которому находится совсем неподалёку. Трогательную балладу «Белый шиповник» из мюзикла «Юнона и Авось» подарила слушателям Екатерина Лисицына. Для многих зрителей стало открытием, что ещё одна известная песня из прошлого, «Танец на барабанах», также создана на стихи Андрея Вознесенского. Эту весёлую композицию исполнила будущая звезда вокала, солист театра-студии «Непоседы» Давид Хиникадзе – обладатель чудесного, летящего тенора.
Юные артисты театра-студии «Непоседы» стали полноправными участниками концерта. Дети читали сложнейшую поэзию Андрея Вознесенского с поразительным пониманием её многослойной смысловой сути и с такой органикой, что стало очевидно: «Есть русская интеллигенция…» и есть у неё продолжение – талантливое и одухотворëнное. Под занавес концерта маленькие «Непоседы» проникновенно исполнили лиричный, под облака уносящий финальный сонг из «Юноны и Авось» – «Аллилуйя любви».
И разве это не слова из космоса транслировал нам своим творчеством Андрей Вознесенский: «…мы забыли, бранясь и пируя, для чего мы на Землю попали….»?