Одной из сквозных тематических линий Дягилевского в 2023 году стала линия Стравинского. Эстетика произведений Игоря Федоровича слышалась в исполненной оркестром musicAeterna увертюре-фантазии Чайковского к «Ромео и Джульетте». Главной премьерой фестиваля стала сценическая версия мелодрамы Стравинского «Персефона» и Симфонии псалмов. Произведения композитора звучали также на камерных концертах основной программы. На одном из них ансамбль солистов оркестра вместе с актерами петербургского Большого драматического театра сыграл в Доме Дягилева «Историю солдата» — опус 1918 года о беглом солдате и черте в жанре «сказки, играемой, читаемой и танцуемой», как его определил сам Стравинский. Наличие танцовщиков автор считал не обязательным, и в этот раз обошлись без них, правда, с одной маленькой оговоркой, о которой позже.
Стравинский избегал социальной, политической и какой-либо иной острой повестки в своих произведениях. Не потому, что сторонился реальности — напротив, он всегда жил «вместе со временем», — но злободневность тем в искусстве его мало интересовала. В его наследии произведения, посвященные, например, мировым войнам, можно сосчитать по пальцам рук. «История солдата» — одно из них. В нем Стравинским прямым текстом рефлексирует о событиях Первой мировой. И делает это в своей исключительной эстетской манере.
Оставшись из-за потери доходов после революции 1917 года практически без средств к существованию и без какой-либо поддержки в чужой стране в разгар войны, Стравинский вместе с другом Шарлем Рамю задумал создать представление для маленького передвижного театра, с которым можно было бы легко гастролировать. Стравинский буквально слепил балаганный оркестрик из того, что было. А Рамю написал либретто по русской сказке о солдате и черте из сборника А.Н. Афанасьева, сделав из неё вневременную и общечеловеческую историю, в которой через фаустианские мотивы раскрывается: однажды завладев душой человека, однозначное зло никогда больше не отпустит его на волю.
Замыслу о гастролях не суждено было сбыться: в Европе разразилась страшная эпидемия «испанки» и мечту о передвижном театре пришлось отменить. Сколько же исторических параллелей с нашими днями мы, к сожалению, можем найти в истории этого произведения… Но в Доме Дягилева оно прозвучало актуально не столько из-за общности исторических обстоятельств, сколько благодаря блестящему исполнению произведения музыкантами musicAeterna и артистами БДТ.
В «маленьком оркестрике» Стравинский использовал скрипку, контрабас, кларнет, фагот, трубу, тромбон и барабаны, то есть фактически представителей всех групп оркестра, но только высокой и низкой разновидности. А дирижер Дмитрий Бородин не только четко выдержал сложный контрапункт всех голосов и искусно провел лейттембры каждого инструмента, но и так сбалансировал звучание музыкантов, что ансамбль прозвучал живо и насыщенно, подобно полноценному оркестру.
По тому, с каким упоением Бородин проживал музыку на сцене, чувствовалось, что он разделяет любовь Стравинского к театральности. Вероятно, поэтому открывающий концерт Марш Солдата прозвучал танцующе, чуть плавно, завлекая зрителей в игру. Мягкий танец, будто исполненный на полупальцах, чувствовался и в «пасторальном» дуэте скрипки и контрабаса в «Песенке на берегу ручья». Пусть в концертном исполнении не было танцовщиков, но подразумеваемые Стравинским балетные партии чувствовались не только в дивертисментном разделе, который состоит из вальса, танго и рэгтайма, но и во многих других «не-танцевальных» номерах. К тому же Бородин буквально пропускал музыку через всё тело, и почти что танцевал ее, дирижируя не только руками, но и всем корпусом. Иногда, особенно увлекшись, нечеткими движениями он чуть смазывал ритм, но это скорее издержки «живости» театра.
По замыслу Стравинского музыканты должны были находиться на сцене рядом с Чтецом и танцовщиками — чтобы зрители видели, как и из каких движений рождается музыка. На фестивальном концерте синтез музыкального и артистического, кажется, даже усилился: актеры Варвара Павлова и Виктор Бугаков расположились с разных от ансамбля сторон, по диагонали кружка музыкантов. Партия Чтеца не подразумевает диалога, но для концерта была разведена на условные роли Солдата (Бугаков) и Черта (Павлова). Это подчеркнули и мизансценически: Виктор расположился ближе к скрипке, в мелодии которой Стравинский выписал мотив Солдата, а Варвара – рядом с барабанами, которые в концерте символизируют Черта.
У Виктора Бугакова уже есть за плечами опыт игры человека на войне. Для него эта ситуация — не надуманный или переработанный чужой опыт: вместе с режиссером Анатолием Праудиным он работал волонтером в израильском кибуце на границе с сектором Газа, в зоне вооруженного конфликта. На основе собранных наблюдений и исследований они вместе создали моноспектакль «Сектор Газа» в театре «ЦЕХЪ» о том, как, находясь в эпицентре войны, можно получать удовольствие от жизни и оставаться добродушным и улыбчивым парнем. Схожим умением Бугаков наделил и Солдата в концерте. Он читал сказку со светлой улыбкой в голосе, был открыт зрителям и заглядывал в глаза каждому, до кого мог дотянуться — будто рассказывал страшно-веселую сказку на ночь. Партия Чтеца не предполагает серьезных актерских решений, но мягкое, лучистое лицо Бугакова весьма выразительно говорило и о характере Солдата.
На счету Варвары Павловой тоже есть роли, которые помогли ей невероятно ярко исполнить роль Черта в «Истории». В спектакле Андрея Могучего «Что делать» в БДТ на играет одну из главных, и вместе с тем сложнейшую роль — Красоты. Она там не конкретный человек, а метафизическая идея, выразительница философии Чернышевского, автора романа-основы спектакля. Красота в исполнении Павловой — строгий, черный дух, сила не просто страшная, а ужасающая, способная на глобальные разрушения, если ею неправильно воспользоваться.
Подобно Красоте в «Что делать», в «Истории солдата» актриса так же активно и широко артикулировала, чеканила отдельные слова, пригвождая зрителей к креслам. Только интонировала гораздо богаче. Часто она говорила почти нараспев, с хитрецой в голосе, и нарочито театрально закручивала интонации на высоких тонах – будто запутывала наивного солдатика в чертовские сети.
Солисты musicAeterna и артисты БДТ существовали на равных, в таком плотном синтезе, к которому и стремился Стравинский. Высококлассные музыканты играючи исполнили все виртуозные сольные партии, а Бугаков и Павлова наполнили сюиту живой силой театра. Дирижер же не только чётко и с блеском прочитал музыкальный текст произведения, но и прочертил финал концерта красноречивым жестом: сыграв последний такт, он увел скрипача с собой в темноту глубины зала — как Черт забрал в ад несчастного Солдата. Возможно, это было чрезмерно театрально, но вполне в духе всего концерта-спектакля, великолепного соединения музыки и театра.
«Историю солдата» транслировали онлайн, запись можно посмотреть здесь.