Нет ничего более спасительного в летнюю жару, чем книга «Метель» про стылый холод от Мари Вентрас. Богом забытый край на Аляске. Бушующая метель. Если выйти за порог, можно уже не вернуться. Но трое вынуждены выйти в эту бурю – потерялся мальчик, и его няня, отец и сосед отправляются на поиски.
В этом небольшом напряжённом романе каждому из них приходится столкнуться со своими страхами и своим непростым прошлым, и с каждым шагом дальше в метель, герои всё больше увязают в снегу и в своих собственных мыслях. Эта книга в первую очередь рассказывает о людях, вынужденных спрятаться на Аляске от своих прошлых поступков, и раскрывает подробности тяжёлой жизни в суровых погодных условиях. Герои сбежали от былого, надеясь с ним больше никогда не пересечься, однако, нам всем известно, что прошлое рано или поздно настигает, и с его последствиями приходится примириться.
Бесс – юная девушка, выросшая на южном побережье Америки, далёком от стужи и холода. Она заботится о десятилетнем мальчике, отданного ей на попечение его отцом Бенедиктом – суровым мужчиной, похожим на медведя, но обладающим большим и открытым сердцем. Когда он предложил Бесс заботиться о своём сыне, то совершенно не ждал согласия, это была случайность, но девушка неожиданно для самой себя приняла предложение, и отправилась с привычного юга на север вслед за молчаливым мужчиной и таким непохожим на него мальчиком, чтобы стать лучшей версией себя, искупить то, что преследовало её всю жизнь. Бенедикта и Бесс объединяет травма потери близкого родственника, которую они, несмотря на прошедшие годы, так и не приняли.
Вместе с Бенедиктом идёт его друг и сосед Коул, который в своё время растил его наравне с отцом Бенедикта. Коул постоянно сублимирует злость и раздражение на ситуацию, которая заставила его выбраться за порог дома. Он презирает Бесс и мечтает во чтобы то ни стало проучить девушку, вынашивая страшные планы, но всё же пытается помочь Бенедикту, как когда-то в детстве помогал его отцу. Этот мужчина злопамятен, хитёр, чёрств, водится с местным пьяницей Клиффордом, но, тем не менее, в бурю отправился помогать другу.
И, наконец, в деревне остаётся ещё один герой повествования Фриман – ветеран вьетнамской войны, который приехал на старости лет на Аляску. Он потерял сына, пережил войну и выжил, но огненная пустошь внутри не даёт забыть ни на секунду о том, чего он лишился. Фриман – добрый человек, но его доброта не даёт ему покоя, потому что мужчина не может забыть лица убитых сослуживцев, не позволяет участвовать в протестах за права афроамериканцев, куда ушли его сёстры, не дает ему принять смерть любимого сына, которого изменила новая война – с Ираком. Вместе с Фриманом читатель встречается с проблемами посттравматического стрессового расстройства и медикаментозного вмешательства в психику человека. «Война остаётся войной. Они пугает и притягивает одновременно».
Все четыре героя чувствуют себя одинокими. Но продолжают идти, продолжают жить дальше, потому что не умеют сдаваться.
Мари Вентрас пишет в своём романе, что хуже самой бури тот момент, когда всё замирает и человек как будто оказывается в глазу циклона и снова начинает надеется, но передышка длится недолго: скоро снова начинается борьба за жизнь. Так и герои оказываются в заметённом снегом краю, из которого не могут вырваться. Их душат воспоминания, мороз жалит их лица и руки. Бесс раскаивается в том, что подвергла мальчика большой опасности, хотя хотела всего лишь защитить его от всего на свете, Бенедикт задаётся вопросом, какой из него вышел отец, Коул идёт на поводу у своей злости и раздражения, а Фриман пытается определиться, что ему сделать с его жизнью дальше. Снег разделяет героев, и им приходится остаться наедине с самими собой и своими мыслями, до последнего гадая, жив ли мальчик. Останутся ли живы они сами?
Эта история – путешествие по травмам для читателя и для героев. Роман поднимает сложные темы разного рода насилия, которое всегда и на каждом человеке оставляет глубокие шрамы. Жертва ты или случайный свидетель, разделивший молчаливое соучастие – акт насилия всегда остаётся с нами. Мы изучаем боль, открывающуюся нам во всех ракурсах. Что открывает бушующая метель героям? До самого финала мы не понимаем, лишь переживаем смутное чувство тревоги, которое преследует и Бесс, Бенедикта, Коула и Фримана. Каждому из них придётся обнажить свою суть и сущность, чтобы выжить, столкнуться один на один с собой и со своим прошлым и выбрать правильный способ выжить. Несмотря на объём романа, он очень сурово обходится со своим читателем, заставляя его услышать четыре истории с неприглядной правдой.
Автор Лада Кулинич