«Последний рыцарь на Арбате
Стоит на доме тридцать пять.
Он понапрасну время тратит,
Других стараясь отыскать».
Так писал поэт Евгений Агранович о знаменитой «высотке» на Арбате. С этой осени «Дом с рыцарями» открыл свои двери не только для актёров, чьё творческое товарищество занимает его с 1991 года, но и для любителей московских тайн и старины.
Начало прошлого века – время для любителей романтики и прихотливой красы во всех видах искусства. Зодчие строили здания в стиле древних русских теремов или средневековых европейских замков. Архитектор Валентин Дубовской был очарован эпохой рыцарей, бестий, видами низких замковых сводов и массивных стен. Именно в таком стиле он спроектировал доходный дом на Арбате по заказу купца Филатова. Престижное жильё на престижной улице, просторные квартиры, роскошные интерьеры, лифты с зеркалами и кожаными креслами, один из самых дорогих детских садов Москвы и привилегированная женская гимназия Марии Сац – вот, что располагалось в доме, охраняемом рыцарями, с 1914 года.
Архивист и экскурсовод Оксана Бухина провела настоящее историческое исследование, связалась с потомками архитектора, нашла авторские проекты здания, «раскопала» и связала судьбы именитых жильцов дома. Её экскурсия начинается перед знаменитой серой семиэтажкой на Арбате, поскольку внешнее своеобразие дома впечатляет не менее внутренних интерьеров. На его фасадах, кроме рыцарей, которых всего два, а казалось бы, должно быть четыре, можно обнаружить целый фантастический зоосад: белки, львы, горностаи, драконы, неопознанные зверушки и даже дама с собачкой. На планах Дубовского можно увидеть и других представителей фауны, которые, однако, не были воплощены в окончательном варианте.
Самое большое сокровище современного нутра здания – его разноцветные лестницы. Они заботливо хранят свой «замковый» декор и практичные элементы. Например, перила, которые словно специально изготовлены для того, чтобы их охватывала изящная женская ладошка. Сумрак лестничных клеток слегка разбавлен светом оригинальных, 1913 года рождения, фонарей в стиле модерн. Входные пространства первого этажа с их дубовыми и «под дуб» резными потолками напоминают старые кабинеты в богатых усадьбах. На полу та самая модерновая плитка с клеймами, по которой, возможно, стучали каблучки Айседоры Дункан, когда она в сопровождении Сергея Есенина приходила в гости к хозяевам одной из квартир.
Квартиры, по словам экскурсовода, были небольшими, всего-то шесть комнат. Впрочем, для готовых платить, объединяли две квартиры в одну, и дети гоняли на великах и самокатах по двенадцати комнатам. После революции жильцов уплотнили, превратив элитное жильё в коммуналки, но кому-то повезло. Семья известных музыкантов прожила в «доме с рыцарями» с 1913 по 1975 год до официального расселения дома. Судьбу этой семьи, тайну их долголетнего владения жилыми комнатами, имена их славных гостей тоже можно узнать во время экскурсии.
Представителям прессы, для которых было уготовано первое презентационное посещение дома, сказочно повезло. Им довелось не только увидеть «золочëный» кабинет, где с 1975 года заседал Министр Культуры СССР, но и постоять на старом балконе с чарующим видом на Арбат и его переулки, а также погостить в рабочей комнате у директора Центрального Дома актера им. А.А. Яблочкиной, актёра, режиссёра, педагога Александра Жигалкина. Встреча прошла в кабинете, где прежде руководила Домом актёра его легендарный директор Маргарита Александровна Эскина. Всё здесь бережно сохранено в точности, как и было при хозяйке кабинета: интерьер, мебель, книги, старинные часы, подарки. В этом мини-музее Александр Жигалкин поделился планами Дома актёра на наступивший сезон. Главное место в этих планах будет отведено молодёжи, её творческим проектам, фестивалям, спектаклям, встречам.
Дом актёра занимает седьмой этаж бывшего доходного дома. Он располагает несколькими залами и гостиными. В одном из залов журналисты увидели короткий фильм об этапах реставрации здания, после чего штатный художник по свету не смог удержаться от сюрприза: его современно-оборудованные «подчинённые» – софиты устроили невероятный танец под потолком зала и на сцене. В ярком кружении осветительных приборов, бликов, в пересечении лучей словно сконцентрировалась вся вековая история дома, с разноцветьем стен и витражей в загадочной полутьме уносящихся ввысь лестничных пролётов, с долгими коридорами, мраморными фойе и балконами, летящими над Арбатом.