27 октября в «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «Это все мое!», созданного по мотивам прозы Юрия Павловича Казакова – выдающегося мастера классического русского рассказа. Казакова по праву называют одним из лучших русских писателей второй половины ХХ века, и ставят в один ряд с величайшими классиками мировой литературы, такими как А. Чехов, И. Бунин, И. Тургенев, М. Пришвин, К. Паустовский, Э. Хемингуэй.
Лирические новеллы Казакова отличаются тонким пониманием природы простого человека, уважением к его личности, человеческому достоинству. Герои его рассказов – обыкновенные люди, а не исключительные или героические персонажи. Они просто живут, любят, сочувствуют, страдают… Их истории – иногда грустные, иногда веселые, но всегда трогательные и пронзительные – о доброте, любви, преданности и счастье.
Накануне премьеры режиссер Григорий Артамонов поделился своими мыслями о спектакле:
«С творчеством Юрия Павловича Казакова я знаком давно, но на заре этого знакомства еще не думал о сценическом воплощении его рассказов. Совсем недавно я вернулся к его текстам, и меня буквально захлестнуло. Это поразительная проза, вроде бы не событийная, но настолько атмосферная, что погружаясь в нее, не замечаешь смены страниц, просто читаешь, читаешь, читаешь…»
«Стиль прозы Казакова – нелинейный поток образов и мыслей, воплощение внутреннего мира человека. Но читая, ты понимаешь, что этот поток абсолютно логичен и истинен, ведь в жизни мы мыслим именно так – быстрыми переходами от одного к другому. С таким материалом – стремительным и неровным – конечно, тяжело работать на сцене. Моя задача – сделать четкую форму существования, максимально точно направить ее на восприятие зрителя».
«В начале пути к спектаклю я задумывался об инсценировке, поскольку уже имею неоднократный опыт работы с прозой. Но очень скоро понял, что в случае с Казаковым это не имеет смысла, слишком многое будет потеряно. Я даже представил, как беру рассказ, «выцепляю» из него диалоги, действия, и понимаю, что все то, чем рассказ меня зацепил, пропадает. Не структурой силен Казаков, не диалогами и действиями, а тем, что находится за пределами. Внутренние процессы, происходящие с героями, настолько точно описаны, настолько точно по-ритмически заявлены, что, если убрать авторский текст или перевести его в диалоги, можно потерять саму суть автора».
«При выборе рассказов для постановки, я старался охватить как можно больше периодов жизни и творчества автора, чтобы постараться раскрыть для зрителя его литературный путь. К сожалению, Казакова мало знают сейчас несмотря на то, что в свое время он был очень популярен, и у него действительно невероятная русская проза, и хочется, чтобы о ней узнало (или вспомнило) больше людей. «Голубое и зеленое» – один из первых его рассказов, а «Во сне ты горько плакал» и «Свечечка» – последние. То есть мы прослеживаем его путь от начала до конца».
«Когда я впервые прочитал эти рассказы, то понял, что ничего подобного не читал в своей жизни с точки зрения сочетания темы и того, как она раскрыта. Это невероятная сила и смелость автора – говорить откровенно, искренне про себя и своего сына, и написать об этом по-настоящему честно. «Во сне ты горько плакал» и «Свечечка» – это тексты оголенные, в которых жизнь вывернута наизнанку, и они «цепляют» этой откровенностью, этим внутренним процессом, который происходит с автором. И мне показалось, что это, можно сказать, беспрецедентные рассказы, равных которым не было, чтобы именно на эту тему и именно так написано. Это очень честная литература, в которой автор ничем не прикрывается. Это не лирический герой, не события в жизни третьего лица, это здесь и сейчас происходит, и автор, скажем так, со мной как с читателем общается, со мной делится. А меня «цепляет» и все, и я уже не могу от этого отделаться».
«Наш спектакль – поклон ушедшей эпохе, прекрасной эпохе, в которой было много светлого – как в жизни, так и в искусстве. Литература, кино, театр – все было на одном дыхании, легко, жизнеутверждающе, и при этом глубоко драматично. Но это была та драматичность, которая не повергает в уныние, а вдохновляет, несет заряд положительной энергии, побуждает к действию. Возможно, многие зрители не знакомы с писателем Казаковым, но тем интереснее увидеть их реакцию, сможем ли мы их заинтересовать? Я надеюсь, что сможем. Мне так почему-то кажется. Я верю…»
Команда спектакля: художник-сценограф Вера Никольская, художник по свету Тимур Саитов, видео-художник Илья Шушаров, помощник режиссера Мария Ларина.
В спектакле играют: Владимир Кочетков, Сергей Атрощенко, Антон Ромм, Марианна Васильева, Игорь Сергеев, Христина Полуянова, Павел Ильин, Полина Шустарева, Данила Дзыгар, Мария Ларина.