Не хотите ли чаю с чабрецом? Или парного молочка? А может быть нескучной классики? Тогда добро пожаловать на спектакль «Метель» в РАМТ.
В маленьком зале театра уместилось целое поместье Ненарадово, которое славилось своим гостеприимством и радушием. К приходу зрителей уже накрыт к чаепитию длинный стол, и служанка Зюзя (Марианна Ильина) хлопочет, разливая чай (с чабрецом, а как же?). Застолье – одна из наших вековых традиций, сопровождающая любые события жизни: свадьбы и похороны, встречи и проводы, разговоры и договоры… Вот и в спектакле стол преображается то в заснеженную дорогу, то в летний сад, то в целый дом. По нему ходят и бегают, под ним прячутся, в нем исчезают и из него появляются. А еще в нем живет невидимая самодойная корова, добрая курица страусиного размера со своим потомством и ненасытный кот. Интересно? То-то же…
Хозяева поместья – Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна (Алексей Мишаков и Людмила Цибульникова) – милые и добродушные, уютно завернутые в мягкие «одеяльные» наряды, души не чают в дочери своей Машеньке (Полина Виторган). Как любые родители, они не замечают возраста своего дитятка, всё поют ей колыбельные да кормят с ложечки. И, конечно же, им совсем не нравится молодой человек, избранный дочерью своим сердечным другом. У Александра Сергеевича предмет Машиной страсти описан нейтрально, мы знаем только, что он влюблен, но беден и тем не нравится машиным родителям.
В спектакле же сразу становится понятна причина неприязни. Владимир (Данила Богачев) – жеманный фигляр, эдакий недофранцузский недоловелас: ярко загримированный, поминутно обмахивающийся веером (зима на улице, на минуточку) и говорящий с утрированным французским акцентом. Из всех его достоинств – только талант к эпистолярному жанру. Строчит, не переставая, уже и бумага кончилась, приходится на собственной рубашке писать. Глядя на него, становится понятно, почему он не нашел дорогу в церковь. Но Машеньке в 17 лет он кажется героем, ведь юность склонна идеализировать.
Побег и счастливая жизнь с любимым, как известно, не удается. Потом Владимир погибает на войне, умирает и Гаврила Гаврилович, и бедная Маша остается одна с мамой и Зюзей. Она уже не воздушная фея в белом платье, а грустная барышня в траурном черном. Читает всё те же романы, да смахивает пыль с памятников своей любви. А памятников много: письма Владимира, книги, которые он читал, и даже его башмак.
Но судьба не дремлет и посылает Маше «настоящего полковника». Бурмин (Иван Воротняк) ничего общего не имеет с прежней машиной любовью. Суровый, честный, простой, как будто из камня вырубленный, Бурмин и о чувствах своих говорит прямо и открыто. Сцена объяснения у пруда получилась в спектакле даже слегка эротичной (не надо пугаться, все прилично). Happy-end не за горами! «Так это были Вы?», и он падает к ее ногам.
Это самая нескучная «Метель», какую вы когда-либо видели. Спектакль легкий, изящный, динамичный, наполненный тончайшим юмором и забавными сценами. Режиссер Александр Хухлин не только удачно подобрал актерский состав, но и создал самого очаровательного персонажа этой истории – служанку Зюзю (Марианна Ильина). Проходной персонаж в повести, здесь – центральный герой, рассказчик и свидетель происходящего. Одна во всех ипостасях, она и корову доит, и ландшафтным дизайном занимается, и Грибоедова цитирует. Образ у Марианны получился невероятно притягательным, разнообразным и эмоциональным. Так что, если хотите чаю и эмоционального заряда, ищите Зюзю на маленькой сцене РАМТа.