В ноябре на Малой сцене Театра Гоголя состоялась премьера спектакля «Записки сумасшедшего» в постановке и инсценировке Арины Бессергеневой. Маленький человек из повести Николая Васильевича «переехал» в XXI век, но смена эпох повлияла исключительно на его лексикон, но не на судьбу.
Современный Аксентий Иванович Поприщин искалечен не только ментально, но и физически. В стильный новомодный офис он попал, вероятно, по программе поддержки инвалидов и получил никому не нужную должность «точильщика карандашей». Все благодаря дочке директора Софи (Мария Макурина), которая точно знает как в наши дни должна работать приличная компания: предоставление мест людям с особенностями здоровья, создание нетоксичной атмосферы, тимбилдинги, пет-терапия и тому подобное. Вот только ничего из этого не работает, беднягу Поприщина, как и двести лет назад, пинают все кому не лень (разумеется, не на глазах начальства). Единственным другом Аксентия Ивановича (а на самом деле – провокатором) становится пес (тот самый, из пет-терапии).
В интерпретации художника Василисы Кутузовой, современный офис – это пустое, практически стерильное, обезличенное белое пространство, состоящее из стен и столов, и наполненное такими же размытыми одинаковыми персонажами, на фоне которых дуэт Поприщина и собаки переливается всеми возможными красками. Дом героя также ничем не примечателен, разве только мамой (Ирина Рудницкая), застрявшей в хитросплетениях сериальных страстей. Добавляя нового персонажа, режиссер не только находит дополнительные причины неудавшейся жизни Аксентия Ивановича, но и создает сильнейший триггер для зрителя, обреченного на мгновенный анализ собственных отношений с родителями. Но не только роль Мамы, но и спектакль в целом буквально набит раздражающими элементами, «царапающими» зрительские болячки разной степени тяжести. От демонстрации бессмысленной жестокости до вопросов в зал, на которые никто не дает честный ответ.
Повесть «Записки сумасшедшего» естественно воспринимается как монолог, и несмотря на то, что на сцене семь персонажей, монологом она и остается. «Маленький человек» Поприщин не мал с самого начала, и с каждой минутой становится все больше и больше, полностью захватывая внимание публики. Да, жизнь его «скучна, глупа, грязна… кругом одни чудаки…», но его внутренняя сила в противовес физической слабости крепнет с каждым новым ударом. Окружающие кажутся его же галлюцинацией, поэтому они так размыты и неопределенны. Пес Меджи (Александр Груздев) – единственной четкое видение, но лишь от того, что он – второе «я» героя.
Очень сложно рассказать о великолепно сыгранной роли. «Восхитительно!» «Блестяще!» «Он не играет, он живет!» Все это – страшные клише, за которые стыдно, но которые (как бы это ни раздражало), несут верную эмоциональную окраску. Работа Евгения Пуцыло в этом спектакле – действительно редкое явление. В предложенных режиссером обстоятельствах Евгений нашел естественную гармонию, в которой его герой не выглядит ни чересчур гротескно, ни пафосно-трагично. Актер не идет по стандартному пути «игры в сумасшедшего», напротив – его Поприщин скорее нормален, вот только общественность убеждена в обратном. Отсюда – детально проработанный пластический рисунок, игра скорее телом, чем голосом, спокойная уверенность, «субтитры» в глазах. И как результат – выдающаяся актерская работа, достойная всех возможных театральных наград.
Перенос героев из веков минувших в век нынешний давно и прочно закрепился в театре. Хорошо это или плохо – сказать сложно, кому-то проще воспринимать перипетии жизни своих современников, а кто-то жаждет мундиров и кринолинов. «Записки сумасшедшего» – вневременная история, однако, она – своего рода исповедь, предполагающая некую камерность, интимность, непосредственный контакт главного героя и зрителя. Спектаклю Театра Гоголя этой камерности недостает, хотя взгляд Аксентия Ивановича будет преследовать вас еще долго.