В кинотеатре «ДомЖур» прошел фестиваль итальянских рождественских комедий «Итальянское Рождество»

Праздники отшумели, наступили рабочие будни. Самое время вспомнить, как мы сходили на фестиваль итальянских рождественских комедий, и рассказать о фильмах, которые вы, возможно, захотите внести в свой киноновогодний плейлист в следующем году или успеть посмотреть до конца зимы.

Фестиваль начался с премьеры. «Свадьба на Рождество» режиссёра Франческо Патьерно – это фильм, который считать рождественской комедией можно, но не нужно.

Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

 Формально соблюдены все признаки жанра: 

— колоритный Диего Абатантуоно как главный итальянский киносимвол Рождества, 
— семья с дочерью-подростком и назревающим конфликтом отцов и детей, 
— забавный герой второго плана, который вечно приходит некстати и говорит невпопад,
— светско-церковное противостояние, реализованное через поединок мэра и приходского священника, 
— шутки на разные темы,
— дух европейского зимнего праздника в наряженных ёлках, гирляндах и огнях. 

За всем этим стоит серьёзный разговор о нашем времени, в котором ты если не бежишь вперёд, то сильно отстаёшь от жизни, но если всё же бежишь вперёд, то навсегда прощаешься с милыми сердцу многовековыми традициями. Герои пытаются балансировать между живыми ёлками и видеомэппингом, стримами и церковным хором, игрой в снежки и думскроллингом, прошлым и будущим. Не всё получается гладко, тем более что в повествование вплетается детективная линия, но преодолеть трудности как всегда помогает любовь. А ещё нам показалось, что этот фильм вполне мог бы стать сиквелом прошлогоднего хита «Рождество в подарок» (о нём – дальше).

Кстати, «Свадьба на Рождество» идёт в прокате прямо сейчас и его можно посмотреть на большом экране. Расписание и билеты тут.

В наступившем году приятным воспоминанием стал фильм, побывавший в российском прокате в начале прошлой зимы. «Рождество в подарок» режиссёра Франческо Патьерно – тёплый, уютный, предназначенный для беззаботных каникул фильм, не лишённый мудрости и морали.

Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

Светлый зимний праздник способен творить чудеса, даже если он, вопреки библейским и человеческим законам, случился летом. Для своей десятилетней внучки Кьяры дед устраивает Рождество в августе. Ждать декабря опасно: родители Кьяры на грани развода и традиционная семейная встреча в дедушкином отеле в настоящее Рождество может не состояться! У Кьяры и её друзей свои заботы: они спасают альпийский отель от продажи его китайскому предпринимателю. В это же время выясняется, что у взрослых есть свои личные, не всегда приглядные тайны. Всё расставить по местам и вернуть героев к самим себе поможет волшебство любимого праздника. 

Фильм, который по-итальянски легко и незлобиво посмеивается над вездесущим глобализмом и непобедимым капитализмом, обладает сугубо национальным характером. В замысловатых и запутанных перипетиях сюжета ощущается влияние комедии дель арте, в персонажах фильма – её знаменитые маски. На оригинальность фабулы, далёкой от американских стандартов, не могла не разинуть рот «фабрика грёз»: в Голливуде уже снимается ремейк, где героев Диего Абатантуоно и Виоланте Плачидо сыграют Дэнни Де Вито и Энди Макдауэлл.

В программу фестиваля этого года вошла семейная рождественская комедия «10 дней с Сантой» режиссёра Алессандро Дженовези. Мы уже посмотрели её на премьере в конце 2021 года и включили в свой список любимых новогодних фильмов. Обзор читайте тут.

Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

Продолжением рождественского киномарафона стала лента «Добро пожаловать на юг 2, или Соседям вход воспрещён» режиссёра Луки Миньеро. Лучше всего о фильме рассказывает его оригинальное название Non c’è più religione (Религии больше нет). Рождество в картине снова не главная тема.

Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

По сюжету, на островке в Средиземном море готовятся к Рождеству и репетируют традиционный живой вертеп. Но есть проблема: на острове очень давно не рождались итальянские дети, поэтому на роль младенца Христа нет подходящих кандидатур (самый младший давно ходит в школу). Зато в большом количестве младенцы рождаются на мусульманской части острова. Мэр городка, приходской священник и местная монахиня отправляются на переговоры к тунисской диаспоре, надеясь взять у них младенца напрокат.

В результате всё превращается в дикий фарс, в котором задействованы, кажется, все возможные темы и конфликты – от права ребёнка на собственное мнение до роли женщины в современном обществе. В этом фильме русское слово «вертеп» отрабатывает, скорее, своё первое значение (убежище преступников, разбойничий балаган), чем второе (кукольный театр для представления рождественских сцен). Актёрам удалось создать галерею ярких парадоксальных образов: это наши безумные современники, для которых буквально нет ничего святого, но они как-то умудряются сохранять внутри себя любовь и человечность.

Самым серьёзным фильмом фестиваля, пожалуй, стала «Зимняя сказка, или Королева, потерявшая имя» режиссёра Катерины Кароне. На первый взгляд, Рождество тут отыграно только североитальянским снежным сезоном, а остальное – обычная жизнь, причём – не самая весёлая. Но и в этой унылой заурядной жизни находится место и время рождественскому волшебству, ведь его главная магия заключается в том, чтобы помочь каждому вспомнить забытое или обрести утраченное.

Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

На землю обрушивается солнечная буря, благодаря которой в странном месте по странному стечению обстоятельств встречаются странные люди, эдакие современные чудики, и у каждого из них свои «загоны». Одна почти забыла своё имя, второй плутает по лесу за призраком умершей жены. А ещё есть милый почтальон в костюме лётчика, безумные подружки с мужьями и любовниками, уставший от жизни падре, рыжая соседка «в шапочке из фольги» и курица в статусе домашнего питомца. Будет непросто, но чудо поможет им услышать самих себя, а энергия солнца растопит окаменелые сердца.

Завершился фестиваль «Итальянское Рождество» приключенческим фильмом Фикарры и Пиконе – пожалуй, самого известного комедийного дуэта современного итальянского кино. В «Самом первом Рождестве» Сальво Фикарра и Валентино Пиконе выступили в качестве режиссёров и исполнителей главных ролей.

Кадры из фильмов предоставлены пресс-службой «ПилотКино»

В канун Рождества судьба сводит решительного и неунывающего циника Сальво с набожным педантом Валентино. Впрочем, дело скорее не в судьбе, а в дурных наклонностях Сальво: он хочет украсть старинную статуэтку младенца Иисуса из церкви, настоятелем которой является отец Валентино. Но всё идёт не по плану. Валентино обнаруживает кражу, пускается в погоню за вором — и оба переносятся в Иудею нулевого века нашей эры. Там им предстоит бороться против римского владычества и, ни много ни мало, спасти младенца Иисуса. Скованные одной цепью враги станут друзьями, трус обретёт уверенность в себе, а эгоист узнает радость самопожертвования.

«Самое первое Рождество» не даёт заскучать, но главное достоинство фильма всё же не в динамичном сюжете или каскаде доброжелательных шуток. Фикарре и Пиконе удаётся воссоздать светлую рождественскую атмосферу, деликатно коснуться важных тем и напомнить, что мы окружены чудесами, не только божественными, но и совершаемыми людьми. Главное – научиться их видеть и творить.  

Авторы: Дарья Евдочук, Татьяна Ратькина, Елена Шаина.

URL List