Можно написать про «Медведя» в ЦДР, что это спектакль, куда смело стоит вести всех друзей-родственников-родителей и подросших детей. Любых зрителей с любой степенью насмотренности. Но, кажется, об этом уже все написали.
Можно долго сравнивать этот спектакль с пузырьками шампанского, разбирать с упоением, как на сцене наслаждаются игрой Елена Яковлева и Александр Феклистов. Но и об этом уже сказано неоднократно.
Можно говорить про то, какой «чеховский» получился у Владимира Панкова Чехов, или что «Медведь» – это удивительно органичный синтез текста и музыки. Но никто не спорит, что Панков – режиссер, мимо спектаклей которого редко кто проходит мимо и остается равнодушным, а его SounDrama давно не нуждается в признании и дифирамбах.
В основе сюжета – история-анекдот о том, как один отставной поручик Смирнов приехал за долгами да влюбился во вдову Елену Ивановну. И ничего ведь не предвещало беды: вдова безутешна в своем горе, поручик «толстокож», жизнью бит и не то чтобы очень расположен к женскому полу. Может ли удивить этот хрестоматийный сюжет, когда одних только экранизаций «Медведя» Wiki перечисляет около 30!
Но оказывается, может. Даже без постмодерна и гаджетов на сцене как обязательных атрибутов. Без гомерического хохота, с иронией и тонкими деталями-кружевами. Нужно просто чёткое попадание в Чехова и в персонажей. Яковлева в этой роли – богиня земского разлива, оказавшаяся вдруг центром мира для своего нелепого и такого трогательного Медведя-Феклистова. И всё это хитро вплетено в квази-оперу – Сергей Родюков и Артем Ким придумали такую музыку, что трудно отказаться от мысли, будто слушаешь не забытый шедевр Верди или Пуччини, а вполне себе современную стилизацию.
«Медведь» – это отличный пример, как можно из небольшого рассказа, маленького пространства и большого таланта (это про всех участников, включая Чехова) сделать то, за что мы так любим театр. Праздник, который всегда с тобой.