«…вы — Джоконда, которую надо украсть! И украли»
Владимир Маяковский «Облако в штанах»
Зачем основателю кубизма могла понадобиться прекрасная и недоступная леди?!.. В тогдашних газетах прошел слух: радикально настроенные художники во главе с Пикассо и поэтом Гийомом Аполлинером похищают произведения искусства, с целью их уничтожения. Сам Аполлинер не раз громогласно заявлял о своём намерении поджечь Лувр! Сегодня такое эпатажное поведение, наверное, назвали бы «перформансом». Но слухи, роковым стечением обстоятельств, 21 августа 1911 года совпали с резонансным похищением картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза, или Джоконда».
В действительности Пабло Пикассо был дерзким, свободолюбивым, даже эгоистичным художником, но никак не вором… За несколько лет до громкой кражи он имел неосторожность приобрести украденные из Лувра иберийские скульптуры ІІІ и ІV веков. Конечно, это привлекло внимание к фигуре художника и сокрушительными обвинениями спешило пасть на облысевшую голову Пикассо. Не теряя времени, они вместе с Аполлинером прячут скульптуры в чемодан и отвозят к берегам Сены. К счастью, рука художника не поднялась на кощунственное уничтожение произведения искусства… Утопить скульптуры радикальные художники оказались неспособными, но Пикассо не на шутку взволновался. Популярность вора даже его эпатажной натуре была не близка! Пикассо все-таки был арестован, но вскоре вместе с Аполлинером их отпустили. Ведь прямые доказательства причастности авангардистов к пропаже шедевра отсутствовали.
Несколько лет над головой Пикассо томился Дамоклов меч. Не раз он слышал саркастичные анекдоты и колкие замечания в свой адрес. Невозмутимый лик Моны Лизы на фоне скромного пейзажа нашли через два года в Италии и вскоре вернули в Париж. Выяснилось, что вором оказался действительно художник, но не Пикассо, а Винченцо Перуджи. Он работал в кладовой Лувра. В злополучный день он спрятался в шкафу и, дождавшись пока охранник отлучится, пронес картину под плащом. Именно благодаря громкому похищению, портрет загадочной дамы приобрел всемирную известность. Множество репродукций разлетелись по всему миру. В 1974-м «Мона Лиза» на два месяца остановилась и в Москве — в Пушкинском музее.
Но для Пикассо источником вдохновения стала вовсе не «Мона Лиза», а именно иберийские скульптуры, благодаря которым родилась революционная картина «Авиньонские девицы». С этой работы традиционно начинают отсчёт истории кубизма в живописи. «Авиньонские девицы» невероятно контрастируют с шедевром Леонардо да Винчи, будто намеренно искажая женский образ и давая жизнь новому направлению в искусстве. Стыдливость и затаённое сладострастие, нежность и хитрость, женская сексуальность и пуританство Моны Лизы преображены в Авиньонских девицах в брутальность, пошлую раскрепощенность, даже дикую животность… Но есть и общее, то, что невидимым лучом божественного света пронизывает обе картины – глухой, но громкий крик художника-творца, возносящий свою оду телу и душе человека!
При написании статьи использовались материалы: https://www.gazeta.ru/culture/2019/08/21/a_12591757.shtml