«Уроки режиссуры» продолжаются, но уже не на сцене, а в лекционном формате. Вчера в Новом манеже директор РАМТа Софья Апфельбаум рассказала о жизни театра в условиях дефицита средств и объяснила, как совмещать творчество с бизнес-планом. Благодаря такой лекции нам удалось взглянуть на театр с другой стороны.
Какого театрального директора ни спроси, все скажут о дефиците средств. Не хватает и маленькому региональному театру, и Большому в Москве. Российский театр сформировался как репертуарный: ещё с императорских времён актёры зачислялись в штат и постоянно играли, а самому театру давалось здание со сценой. Сегодня здания стали архитектурными памятниками, но с их крыш всё так же нужно счищать снег зимой, обновлять стены хотя бы раз в год, хранить и ремонтировать декорации к спектаклям, а ещё платить артистам зарплату.
«Театр в России — это практически всегда здание — рассказывает Софья. — А значит, директору нужно поддерживать его в порядке. Неважно, идёт сегодня спектакль или нет, сколько зрителей в зале, но нужно чистить снег с крыши, ремонтировать стены, хранить и обновлять декорации, платить налоги. На это уходит 70% бюджета, а государство спонсирует только 50%. Остальное зависит от продажи билетов».
Полные залы — это не только коммерческая потребность. Ничто так не вдохновляет художника, как понимание, что его творчество интересно и востребовано. Поэтому директору театра приходится быть гибким. Один спектакль стал кассовым, но ставить его в репертуар нельзя чаще 2–3 раз в месяц, публика не пойдёт. Другой спектакль оказался слишком серьёзным, и аудиторию нужно к нему подготовить. Третий спектакль дорогой и сложный в постановке, но от него зависит репутация театра. Четвёртый спектакль детский, и надо показывать его днём в выходные или в каникулы (а значит, длинный взрослый спектакль уже не сыграешь). Поэтому директор должен выбрать, какие спектакли лучше назначать на выходные, а какие на будние дни; понимать соотношение кассовых и репутационных спектаклей в репертуаре; вместе с художественным руководителем изучать свою аудиторию и стремиться развивать её.
В поиске баланса между коммерческим успехом и творческим развитием интерес и поддержка зрителей — важнейшая опора. Универсального рецепта, как театру выжить, не существует. Но без поддержки зрителей, которые голосуют ногами и покупают билеты, никуда.
Следующая лекция в Новом манеже пройдёт 15 ноября. Она будет посвящена сценографу Давиду Боровскому. Начало в 16:30, вход свободный по регистрации. Если прийти пораньше, успеете посмотреть выставку об истории театра.
Автор: Мария Крашенинникова-Хайт