Красота, как известно, должна спасти мир. Но у Антона Павловича все наоборот. Красота в отдельно взятом захолустье разрушает и себя, и все вокруг. Елена Андреевна в пьесе «Дядя Ваня» – катализатор произошедших событий, последняя капля, переполнившая чашу терпения практически всех персонажей. Но если задуматься, в чем ее вина? Только в том, что среди убогих деревень и астровских лесов она – единственная красивая женщина?
Анна Дубровская в спектакле Римаса Туминаса – не только красота. В ней сосредоточено огромное количество полярно-разных эмоций, от полной апатии до бушующей страсти. Ее первое появление на сцене сродни замедленной съемке: ровно, гладко и пусто, как на только что начатом портрете, которому художник не успел еще придать хоть каких-то характерных черт.
Образованная девушка из Петербурга, привыкшая к яркому обществу и бьющей ключом светской жизни, попадает в деревенский вакуум абсолютно чуждого мира. Здесь нет ничего, кроме обыденных крестьянских дел и скучных, мелких, бытовых разговоров, ей непонятных и неинтересных.
Удачное, казалось бы, замужество оказалось совсем не таким, как представлялось. Блестящий знаменитый профессор (Владимир Симонов) оказался не очень здоровым, не очень богатым, постоянно брюзжащим стариком с претензиями. Но деться уже, увы, некуда.
Неловкие ухаживания Ивана Петровича (Сергей Маковецкий) не вызывают ничего, кроме раздражения. Они даже не льстят ей ни в какой мере. Хотя она, чисто по-человечески, жалеет его, ведь их жизни очень похожи.
Но появляется доктор Астров (Владимир Вдовиченков) и держать себя в руках бедной Елене Андреевне становится все сложнее и сложнее. Непроходящую маету внутри она пытается унять разговорами с Соней, прогулками и музицированием, но тщетно.
И вот настает момент, краткий, но страшный, когда она оказывается в руках Астрова. Желание сталкивается с убеждениями, принципами и воспитанием. И эта борьба невыносима.
Смогла бы она устоять, если бы в этот момент не вошел Иван Петрович со своим букетом? И так ли уж необходимо было сопротивляться?
Сцена соблазнения Елены Андреевны – одна из самых сильных в спектакле. Она вызывает бурю эмоций, ведь, будем честными, 80% зрителей – женщины. И каждая примеряет ситуацию на себя. Но не меньше эмоций несет в себе прощание Елены и Астрова. Двух влюбленных людей, закованных в кандалы приличий.
Может быть прав был дядя Ваня, и «… эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Изменить старому мужу, которого терпеть не можешь, — это безнравственно; стараться же заглушить в себе бедную молодость и живое чувство — это не безнравственно»? Как бы то ни было, Елена приняла решение, ее совесть и честь непоколебимы, и теперь ждет ее только это…