Режиссёры ищут новые формы для своих постановок, как Треплев в «Чайке» А.П.Чехова. Режиссер Кирилл Заборихин свой спектакль «Чайка: ХХ. Женская версия» называет перформативным концертом. ХХ – это не цифры, не буквы и не 20 век. Это хромосомы! Спектакль играют только девушки, а мужчины в этой версии остаются невидимы. Получается чисто женская история. Убрав из спектакля мужчин, режиссер обостряет жизненные драмы чеховских героинь, которые рассказывают о непонимании, боли, нелюбви, конкуренции. Заглядывая прямо в глаза и активно контактируя со зрителями, они полностью рушат четвертую стену. В чеховский текст добавлены личные истории актрис: обсудив выбор профессии, творчество, вдохновение, они переходят к сюжету пьесы, дополненному музыкальными вставками.
Мистическое озеро здесь – бутылка воды, фонарик телефона и прозрачная пленка. Выглядит эффектно и драматично. Минимум декораций, всем знакомая музыка 90-х годов, одинаковые футболки и стильные платья создают ощущение, что действие происходит если не ХХI веке, то хотя бы в ХХ-ом. Несмотря на то, что мужчины не появляются на сцене, их незримое присутствие ощущается и передается через песни, исполняемые героинями. Музыка – неотъемлемая часть спектакля, она защищает и поддерживает, помогает выплеснуть эмоции и отлично вписывается в сюжет произведения: «Белая черемуха» (Татьяна Буланова), «Чайка над морем кричит» (Айдамир Эльдаров), «Как я любил, как ты любила» (Руки вверх!). Все композиции так или иначе затрагивают тему любви, отношений, а известный монолог Нины «Люди, львы, орлы и куропатки» исполняет нежная и хрупкая Маша Белова, читая рэп на музыку Виктора Цоя. Под звуки клавиш (Ира Кобрина) Аркадина (Яна Трофимова) поет о писателе Треплеве и о «любовных треугольниках» пьесы. Напряжённо развиваются отношения между героями: Аркадина – Тригорин – Нина Заречная; Треплев – Нина Заречная – Тригорин; Маша – Треплев – Нина Заречная; Полина – Дорн – Шамраев; Медведенко – Маша – Треплев. Любовь, казалось бы, эфемерное чувство, в спектакле становится могучим, страстным и охватывает всех.
Постановка дает возможность раскрыть весь творческий потенциал. Актрисы держат накал страстей, выставляя все чувства героинь напоказ, пишут признания в любви на плакатах. Эгоцентричная Аркадина (Яна Трофимова) – шикарная обладательница яркой харизмы, желает всегда находиться в центре всеобщего внимания, говорит громко. Уверенная в себе и прямолинейная, бесцеремонная по отношению к окружающим, она превращается в убитую горем мать, потерявшую сына.
Полина (Надежда Ларина) от безнадежности в открытую строит свои очень выразительные глазки зрителям и читает эффектный монолог о безответной любви. Ее дочь Маша, влюбленная в Треплева, ненавидит Нину и завидует ей. Актриса Алиса Ефремова-Лисичкина показывает чувства своей героини, всю безвыходность ее ситуации и всю сильную, боготворящую любовь к Косте. Нина – светлая, невинная девочка в белом платье в начале, но в конце – это уже сломленная брюнетка в траурной одежде. Ее раздавила жизнь, а мечты рухнули. В завершении спектакля героини вместе исполняют танец любви под песню «Колечко» о своих несчастных судьбах.
Чехов обладает чуткостью и способностью заглядывать в самые потаённые уголки человеческой души, поэтому спектакли по его произведениям вызывают эмоциональный отклик у зрителей и в наши дни. Режиссер Кирилл Заборихин не ставит очередную версию «Чайки». Он делит ее на две части – мужскую и женскую, чтобы лучше изучить души героев. Это очень смелая постановка для смелых и открытых к «декадентскому бреду» зрителям. Здесь нет героев и злодеев, но все несчастны.