31 мая в театре «Школа современной пьесы» прошел финальный этап конкурса «Действующие лица», на котором были объявлены драматурги-победители 2019 года (из-за пандемии церемония их награждения была отложена на год) и лауреаты 2020 года. Конкурс был учрежден в 2003 году по инициативе театра «Школа современной пьесы». Жюри конкурса возглавляют худрук ШСП Иосиф Райхельгауз и арт-директор конкурса Екатерина Кретова.
«Наш театр считает, что современная пьеса рассматривается как основа для создания авторского режиссерского спектакля, – поясняет Екатерина Кретова, – Это значит, что для нас текст драматурга – не самостоятельное литературное произведение, а элемент сценического действия. Мы об этом предупреждаем участников конкурса заранее, «на берегу». Поэтому даем режиссерам полное право выбирать только тот материал, который им реально нужен для их творческого высказывания».
В рамках лаборатории «Класс молодой режиссуры» пять режиссеров представили свои заявки на постановку спектакля по пьесам, вошедшим в шорт-лист конкурса:
«Звезды в черной дыре», автор Ника Вельт
«Империя света», автор Дана Жанэ
«Отщепенцы», автор Александра Фомина
«Бухта Тайцзы», автор Анастасия Букреева
«Окна выходят на театр», автор Дмитрий Ластов
После торжественного награждения драматургов состоялся просмотр пяти режиссерских эскизов. Несмотря на обозначение «эскиз», работы были представлены практически как полноценные постановки, отличающиеся разве что небольшой продолжительностью. Театральный марафон длился около шести часов, но количество зрителей в зале не уменьшалось, тем более что показ предусматривал зрительское голосование. Забегая вперед, стоит сказать, что его результаты совпали с мнением профессионального жюри.
«Звезды в черной дыре», автор Ника Вельт, режиссер Никита Бетехтин
О чем пьеса?
В пятиэтажке, предназначенной под снос, осталось всего несколько жильцов: Саша и Катя (молодая пара), Зинаида Петровна (одинокая пенсионерка) и Татьяна (женщина среднего возраста) с сыном-подростком. Внезапно в стене дома появляется черная дыра, которая чем-то притягивает внимание жильцов. Кто-то видит в ней звезды, а кто-то слышит голоса. Но не все они видят в ней выход. Кому-то кажется правильным просто заделать «магический портал».
Сценическое решение
Спектакль построен как череда исповедей героев, их размышления о жизни настоящей и надежды на будущее. Практически в абсолютной темноте появляются островки света, освещая персонажей, а на большом экране – расколотый надвое текст, меняющий свой размер и ритм.
«Империя света», автор Дана Жанэ, режиссер Виктория Печерникова
О чем пьеса?
Действие происходит в недалеком будущем, где правит Новый порядок, продиктованный пандемией: люди лишены телесного контакта, соблюдение дистанции строго отслеживается, а за нарушителями следит некий Патруль Здоровья. Главный герой устраивается на работу ночным курьером в фирму, сотрудники которой, во главе с директором, не в восторге от новых реалий.
Сценическое решение
Сцена расчерчена на ячейки-квадраты, обозначая «социальную дистанцию» между героями (художник Ксения Кочубей). Персонажи легко узнаваемы: это собирательные образы сегодняшней молодежи. Несмотря на приевшуюся тему пандемии, на первый план все же выходят характеры и судьбы каждого конкретного героя.
«Отщепенцы», автор Александра Фомина, режиссер Галина Зальцман
О чем пьеса?
Петропавловская крепость, конец XIX века. Трое молодых людей заключены в одиночные камеры за вооруженное сопротивление власти. Они были приговорены к смертной казни, но помилованы Высочайшим указом. Выживая в нечеловеческих условиях, заключенные пытаются не сойти с ума, а караульный Андрейка старается следовать инструкции и задушить в себе жалость и сострадание.
Сценическое решение
На сцене – контраст миров: уютный и теплый мир законопослушных граждан, с горячим самоваром, вареньем и баранками, и холодный мир тех, кто идет против: сырые камеры, жестяные миски и тараканы в качестве собеседников. Режиссер не расставляет приоритетов, оставляя возможность зрителю поставить себя на место и тех, и других. Олицетворением этих противоречий и центральной фигурой постановки становится караульный Андрейка (Арсений Ветров) – «маленький человек», разрывающийся между состраданием и собственными интересами.
«Бухта Тайцзы», автор Анастасия Букреева, режиссер Филипп Гуревич
О чем пьеса?
Бухта Тайцзы – реально существующее место в Японии, печально известное на весь мир. Туда охотники загоняют дельфинов, убивая, по их мнению, непригодных особей. Герои пьесы загнаны в сети лжи, из которых не могут (или не хотят) выпутаться. Кто прав: тот, кто жаждет самой горькой правды или тот, кто бережет от нее любимых людей? Несколько поколений одной семьи имеют на этот счет абсолютно разные мнения.
Сценическое решение
Пустая сцена и несколько стульев. Режиссер представляет героев в виде карикатурных персонажей, за раскрашенными лицами которых зритель должен увидеть трагедию каждого. Эскиз не смог донести до публики, не знакомой с пьесой, суть происходящего, лишь удивил визуальным сходством со стилем Юрия Бутусова. Несмотря на это, актерские этюды (в предложенных обстоятельствах) были сыграны великолепно.
«Окна выходят на театр», автор Дмитрий Ластов, режиссер Павел Макаров
О чем пьеса?
Пожилая пара живет на окраине Москвы. Они многое пережили, но на закате жизни остались совершенно одни, и даже в театр, на который выходят их окна, пойти уже физически не могут. Это история о любви, бережно пронесенной через всю жизнь, и о надежде, которая, как известно, не умирает.
Сценическое решение
Режиссер Павел Макаров использует прием «театр в театре»: на первом плане актерская гримерка и поиск актерами нужных интонаций, за ней сцена и сам спектакль, а следующим «слоем» становится жизнь реальных людей. Несколько поколений актеров транслируют не только описанную в пьесе историю, но и свои ощущения от новых веяний в современном театре.
По решению жюри в афишу театра «Школа современной пьесы» в будущем сезоне войдет спектакль «Отщепенцы». Пьеса Александры Фоминой, режиссер Галина Зальцман.