80 лет Алексею Бородину

Уже более 40 лет Алексей Владимирович Бородин руководит Российским академическим Молодежным театром. Он поставил 40 спектаклей, провел тысячи репетиций, вырастил несколько поколений артистов, режиссеров, зрителей. Все эти годы Бородин создает свой театр, в котором каждый – и требовательный взрослый, и зоркий молодой зритель, и взыскательный театрал – найдет что-то интересное. Сейчас Алексей Владимирович репетирует спектакль «Душа моя Павел» по роману Алексея Варламова.

Источник фото: сайт театра

Алексей Владимирович родился 6 июня 1941 года в китайском городе Циндао. В 1968 году окончил ГИТИС, курс Юрия Завадского. Ставил спектакли в Смоленске и в Студенческом театре МГУ, с 1973 по 1980 год возглавлял Театр юного зрителя в Кирове. С 1980 года и по сей день руководит РАМТом.

Созданный в начале 1920-х годов как театр для детей, под руководством Бородина изменил название, но остался верен своим принципам, своему главному предназначению: воспитывать своего зрителя в духе добра и справедливости, нравственности, правды и уважения к личности. За это время ему удалось создать атмосферу тепла, доброты и доверия: зрителя – к актеру, актера – к режиссеру, режиссера – к актерам и зрителям. В театре царит «свежий ветер»: новые идеи и решения, молодые актеры, смелые эксперименты и постоянный творческий поиск.

Спектакль «Берег утопии». Источник фото: сайт театра

Театральному гению Алексея Владимировича покоряются и время, и пространство. Он может вынести действие за пределы зрительного зала, на знаменитую лестницу фойе, поменять местами актеров и зрителей, посадив последних на сцене, придать оригинальное звучание классике и поставить детектив, для театральной сцены, казалось бы, совершенно непригодный.

Первым в России, вслед за Королевским Национальным театром в Лондоне и Линкольн-Центром в Нью-Йорке, Бородин поставил драматическую трилогию Тома Стоппарда «Берег утопии». Впервые в мировой театральной практике все три части – «Путешествие», «Кораблекрушение», «Выброшенные на берег» – были выпущены одновременно, игрались в один день и держались в репертуаре 10 сезонов.

Алексей Бородин – режиссер, как никто умеющий работать со сложными текстами. В 2012 году он соединил три пьесы Юджина O’Нила в трехактный спектакль «Участь Электры», ювелирно прочертив важнейшие сюжетные линии. В 2015 году после премьеры спектакля «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна в театральном сообществе заговорили о возрождении публицистического театра. «Демократия» Майкла Фрейна продолжила разговор РАМТа со зрителем о важных общечеловеческих вещах – справедливости и ответственности, умении слушать, слышать и уважать друг друга.

Спектакль «Участь Электры». Источник фото: сайт театра

Переплетая эпохи, стили, драматургические принципы, версии и контрверсии исторических событий, Алексей Бородин выстроил театральный пасьянс по произведениям М.Булгакова, А.С.Пушкина и Б.Акунина – спектакль «Последние дни», в котором внятное, четкое чувство театральности опирается на высокую культуру профессии и личности режиссера.

В спектакле «Проблема» – «как обычно у Стоппарда, как обычно у Бородина» – микрокосмос и макрокосмос связаны неразрывно: на фоне научных экспериментов и открытий течет обычная человеческая жизнь со своими маленькими взлетами и падениями, своими радостями и проблемами, которые в итоге оказываются важнее и интереснее как для самих героев, так и для зрителей.

Спектакль «Проблема». Источник фото: сайт театра

В этом сезоне Алексей Бородин выпустил спектакль «Горе от ума» по «сценической поэме» А.С.Грибоедова. Режиссер ставит сатиру и делает это согласно всем канонам добротного классического театра. Здесь нет неожиданных трактовок образов, завораживающих сценографических приёмов. Всё просто, внятно, с уважительным отношением к автору. Чацкого в такой истории, наверняка, ждёт удача в эмиграции. Где-то далеко от несносной ему Москвы, он найдёт остров свободы и влюбится, да так, чтобы «… мир целый казался прахом и суетой!».

Алексей Бородин своим руководством показывает, каким умным, деятельным и открытым может быть современный репертуарный театр. РАМТ сочетает традицию и новаторство, предельно открыт всему новому и театральной молодежи.

Премьеры РАМТ в юбилейном сезоне:

«Сны моего отца» реж. Е.Перегудов

«Горе от ума», реж. А.Бородин

«Сын», реж. Ю.Бутусов

«Василисса», реж. Ф.Гуревич

«Барышня крестьянка», реж. К.Вытоптов

«Выстрел», реж. Е.Равинский

«Лысая певица», реж. Е.Половцева 

«Петя, волк и Володя-музыкант», реж. Е.Перегудов

«Деревня и я», реж. Д.Крестьянкин

Аудиоспектакль «Сто!», реж. А.Хухлин