В российский прокат вышел заключительный фильм фестиваля «Лето итальянских комедий». Кинокартиной «Хищники» молодой итальянский актёр Пьетро Кастеллитто, сын знаменитого актёра Серджо Кастеллитто и актрисы и писательницы Маргарет Мадзантини, заявил о своих серьёзных намерениях и сразу же завоевал приз 77-го Венецианского кинофестиваля за лучший сценарий в секции «Горизонты». Фильм также получил премию David di Donatello и серебряную ленту Nastro d’Argento за лучший режиссёрский дебют (Пьетро Кастеллитто), и ещё одну серебряную ленту – за лучшую роль второго плана (Массимо Пополицио).
Венецианская программа «Горизонты» проходит вне основного конкурса: в ней представлены фильмы, в которых есть нечто новаторское, особенное, приоткрывающее новые горизонты кинематографа. Драмеди «Хищники» – именно такое кино – как по форме, так и по содержанию.
В центре сюжета – две семьи, Павоне и Висмара. Странным образом судьбы богатых буржуа из центра Рима пересекаются с судьбами римских «замкадышей» полукриминального толка. В качестве основного режиссёрского приёма Кастеллитто использует резкий контраст. Интеллектуалы и прогрессисты Павоне – холодные, враждебные и отстранённые даже внутри семьи; убеждённые фашисты Висмара – преданные и подчёркнуто неравнодушные пассионарии. Разочарования, обманы, неудачные стечения обстоятельств, преступные замыслы закольцовываются в приключениях героев цепью странных и забавных случайностей. Всё вместе – довольно рискованный замес для комедии!
Кастеллитто рисует жизнь в гротескном ключе, гениально миксуя сарказм и чёрный юмор, смешное и отчаянное. Но главный контраст сценария в том, что зритель не может различить, кто жертва, а кто хищник в этих римских джунглях, кто хуже, а кто лучше – Павоне или Висмара. С той же долей «неразличимости» в истории представлены два поколения: родители – неумелые, эгоцентричные нарциссы, и дети – нерешительные, бездеятельные, неуклюжие лентяи. О тех и о других Кастеллитто рассказывает с язвительной и весёлой интонацией, не выступая ничьим сообщником, покусывая всех – без цинизма или злорадства.
Режиссёр поддерживает гротеск через форму – искажёнными образами и однобокими, словно криво обрезанными кадрами. Стоит отметить и прекрасную работу со звуком. Странные шумы, узнаваемые и неочевидные, нарастающие и исчезающие без визуальных «подпорок», создают комические и абсурдные ситуации. Например, мы видим пустое шоссе и слышим звук приближающегося и удаляющегося автомобиля, но сама машина так и не появляется. Похоже, Кастеллитто вообще не доверяет ни простым и понятным шуткам, ни смешным физиономиям (гримасничает только Федерико Павоне, которого Пьетро сыграл сам). Он открестился от всего, из чего обычно делают комедии, запретил себе поверхностные решения и традиционные средства юмористического сторителлинга.
Ещё одна важная (и редкая для дебюта) деталь – бодрая динамика и чёткий ритм. Кастеллитто поддерживает свежий интерес к персонажам на протяжении всего фильма: представляет их в коротких эпизодах, всегда чуть-чуть не договаривая, и каждый раз вовлекает во что-то новое. Он уходит от штампованного юмора и репликации стереотипов, поэтому смех над мыслями и действиями героев придаёт авторскому высказыванию философскую глубину. Диплом философа и любовь к Ницше, безусловно, помогли Пьетро в создании картины.
«Это ансамблевый фильм, но герои этого не знают. – Так режиссёр и сценарист Пьетро Кастеллитто описывает своих “Хищников”. – Каждый из них одинок, потерян в том отрезке жизни, где, кажется, никто не понимает тебя и лучше бы всё шло в обратную сторону. Сменить направление, чтобы жить своей надеждой, – за это они бьются. Впрочем, быть счастливым – непростое ремесло. Иногда это ремесло “хищников”. Через персонаж Федерико я вызвал чувство отчуждения, груз огромного отчаяния, которое рождается из-за разницы между тем, кто ты есть, и тем, кем тебя считают другие. Беспокоящий груз, который может привести к экстремальным жестам. Меня этот груз, к счастью, заставил сделать фильм. Этот».
Хищники и жертвы – делить людей на сильных и слабых легко в теории, но практика настоящего времени всё чаще вызывает сложности при сортировке. Дикая природа не даёт второго шанса на ошибку: джунгли вынуждают отстаивать только личные интересы, но защититься от смертельной опасности можно, только сбившись в стаю. Поиск равновесия между личным счастьем и всеобщим благополучием – путь современного человека. Путь смешной и отчаянный, как бег по замкнутому кругу.
«Хищники» (I predatori)
Год: 2020
Режиссер: Пьетро Кастеллитто
В ролях: Массимо Пополицио, Пьетро Кастеллитто, Анита Каприоли, Нандо Паоне, Дарио Кассини, Антонио Джерарди и др.
Продолжительность: 108 мин.
Возрастная категория: 16+