В Москве продолжается череда фестивалей, где концентрируются интересные и необычные театральные высказывания. С 9 ноября по 19 декабря эстафету подхватит фестиваль NET — Новый Европейский Театр. Он представит 9 событий: и спектакли, выстроенные в параллельных реальностях актерского существования и видеоарта, и перформансы на границе цивилизации и природы, и выставки-исследования познакомят с новыми гранями современного театра и предложат палитру сегодняшних взглядов на вчера, завтра и всегда. А еще на фестивале можно будет совершить мини-путешествие по Европе с возвращением домой: в программу вошли постановки из Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Литвы, Франции, Швейцарии и, конечно, России. Рассказываем, что и почему стоит увидеть.
О прошлом и настоящем
«Холодная война» Театра Взаимных Действий — выставка-мокьюментари о холодной войне, до сих пор отражающейся в сегодняшнем дне. Постановка рассказывает историю о пропаганде и быте, и в этом повествовании реальные факты сложно отделить от альтернативной истории. Советская действительность, точнее, миф о ней, раскрывается через хореографию, звуковую партитуру, а также само пространство спектакля — музей-мастерскую Дмитрия Налбандяна, народного художника СССР. Если вы видели другие спектакли этой команды (например, «Университет птиц» в Боярских палатах), то можете примерно догадаться, чего ожидать.
«Эссе об умирании» Бориса Никитина — моноспектакль швейцарского режиссера и драматурга, исследующего границы реальности и фантазии, а также пределы собственной уязвимости. Его перформанс соединяет историю самого автора с историей смерти его отца, прибегнувшего к эвтаназии — в Швейцарии она разрешена.
«Катабасис. Бесы» Бориса Юхананова — выставка-презентация спектакля, поставленного в немецком театре и осмысленного в графике, видеоарте и музыке. Сценическую композицию по роману Достоевского мы не увидим — она осталась в Германии, а вот междисциплинарный путь художника к произведению, который Юхананов считает ключевым в творчестве, — вполне.
О будущем
«Утечка» Юлии Савиковской и Александра Вартанова — читка + аудиовизуальный перформанс в 12 диалогах. Создатели спектакля фантазируют на тему недалекого постапокалиптического будущего и предполагают, как трансформируются язык и сознание людей, точно не знающих, что случилось с ними и с миром. Кто-то посчитает спектакль фантастической комедией, кто-то хоррором, а кто-то разглядит в нем прогностическую трагедию, и все будут так или иначе правы.
Farm Fatale Филиппа Кена — постановка французского Vivarium Studio и немецкого театра Münchner Kammerspiele, названный режиссером «театр постапокалиптического замедления». На сцене стога сена, кукарекающий петух и сельскохозяйственные инструменты — роковая ферма, уцелевшая в мире, где люди вымерли от загрязнения. Ферму населяют пугала: полулюди-полумарионетки, слегка безумные поэты, умеющие найти контакт с природой, которая больше не готова принимать человека.
Sun & Sea компании Neon Realism (литовских художниц Ругиле Барзджюкайте, Вайвы Грайните и Лины Лапелите) — перформанс-опера, победитель Венецианской биеннале 2019 года, намекнет на то, что ждет истощенную Землю и разленившихся на ней людей. На многотонной инсталляции песчаного пляжа 13 вокалистов споют об отношении человека с планетой: как во вполне материальном, так и в сюрреалистическом и даже немного зловещем ключе. Как звучит во всем этом сама Земля, придется расслышать.
Вне/против времени
«Три сестры» Сюзанны Кеннеди из австрийского Volkstheater — спектакль о том, как зацикленность становится выбором. Чеховские сестры не могут позволить себе уехать из маленького города, современные же сестры в трактовке Кеннеди — компьютеризированные, как будто найденные в базе данных и, в общем-то, универсально-безликие — не способны выйти из десктопного мира, ставшего их прошлым и будущим, растворившего категорию времени в пикселях и ницшеанских идеях. Спектакль прогремел еще до пандемии, в эпоху COVID-19 приобрел пугающие черты современности, а после наверняка станет отзываться на новую актуальность.
«21» Метте Ингвартсен — датский хореографический спектакль, препарирующий природу эротического и взаимосвязь сексуальности и публичности. Исследуемые постановщицей темы вечны: возбуждение, смех, трепет, жестокость, насилие и боль проявляются как в общественных структурах, так и в межличностных отношениях. Сегодня высказывание на тему сексуальности будет звучать политично, но от этого оно не перестает быть эмоциональным и личным. О чем этот спектакль получится для вас — выбирайте.
Horror Vacui немецкого ансамбля экспериментальной музыки zeitkratzer и германо-ирландского видеохудожника Lillevan — концерт-исследование в рамках фестиваля-in-progress в клубе «Мутабор». Вместе с исполнителями, синтезирующими жанры, вы сможете посмотреть на природу музыки и ощутить звучание через тело. Все в традициях наследия Джона Кейджа, манифестировавшего совместное существование жанров, электронную музыку и нетрадиционное звучание за пределами классических гармоний.
Будьте внимательны! Все спектакли фестиваля будут показаны в режиме COVID-free. Это значит, что для прохода на спектакль вам понадобится QR-код, подтверждающий вакцинацию или отрицательный результат ПЦР-теста.