Фестиваль — это уникальные события, интересные встречи, увлекательные обсуждения и разные продуктивные активности, ценные знакомства, новые знания и потрясающие впечатления… и неизбежная печаль и пустота после — в куда более прозаичной и менее интенсивной будничной жизни. В прошлом году после Дягилевского мы заполняли эту пустоту выводами и воспоминаниями и — например, называли семь причин полюбить фестивали искусств. В этом решили заменить воспоминания на планы. Против обыкновения, Дягилевский в этом году обошелся без экзотических гастролей (что, впрочем, было ожидаемо), зато большинство персон и проектов его программы можно застать в одной из столиц — а то и в обеих.
Санкт-Петербург
Петербургу несказанно повезло — именно здесь, в Доме Радио, располагается творческая резиденция оркестра и хора musicAeterna. Рука худрука Теодора Курентзиса опознается безошибочно: круглый год здесь можно найти всё, чем знаменит фестиваль:
- Камерные и симфонические концерты от musicAeterna, солистов и друзей коллектива, которые не ограничиваются простой презентацией музыки — пусть и виртуозной. Это всегда что-то концептуальное (например, российские и зарубежные авторы одного поколения: Даргомыжский и Шуман, Чайковский и Брамс), познавательное (например, наши современники: Канчели, Сильвестров и Тарнопольский) или редкое (например, современная музыка для старинной виолы да гамба). Причем зачастую не просто музыкальное, но междисциплинарное — вроде «Истории солдата», которая совместила исполнение редкого сочинения Игоря Стравинского с актерской читкой.
- Масштабные перформансы, которые задействуют разные пространства Дома Радио (что само по себе интересно) и нацеливаются на объемное восприятие — так, что здесь можно и посмотреть кино, и послушать живую/электронную/шумовую музыку, и увидеть пластический номер, и попасть внутрь инсталляции, и попить чаю в приятной компании. И узнать много нового, скажем, о российском андеграундном искусстве: два последних вечера перформансов были посвящены музыканту, конструктору удивительных синтезаторов Эдуарду Срапионову и художнику-акционисту, устроителю мистерий Герману Виноградову.
- Образовательные и просветительские события, в которых живет дух Фестивального клуба. Лекции, обсуждения и встречи помогают лучше понять премьеры — как «Беседы о Шнитке» Лаборатории современного зрителя. Или глубже изучить культурный контекст в отрыве от них — например, 7 июля здесь планируется презентация новых книг о великом абсурдисте Сэмюеле Беккете с читкой в режиссуре Дмитрия Волкострелова. А в здешней Кинолаборатории, которую курирует один из авторов фильма «Зачем снятся сны» Тихон Пендюрин, можно посмотреть и обсудить интересные кинематографические редкости — от документалки про Пахома в живом сопровождении главного героя до шедевров Висконти и Малика.
- Мастер-классы. Еженедельный «Распев» с артистами хора позволяет всем желающим, умеющим читать ноты, поучаствовать в исполнении музыки и увидеть репетиционный процесс изнутри. Прямо сейчас хор на гастролях, но «Распевы» обещают возобновить осенью.
За афишей Дома Радио удобно следить на сайте, там же можно подписаться на рассылку. И у нее только один недостаток: большинство событий не повторяются. Впрочем, это тоже очень даже в фестивальном духе!
Ко всему прочему обитатели Дома Радио дают самостоятельные концерты на разных площадках города. Например, 10 июля на Новой сцене Александринки выступит первая скрипка musicAeterna Дмитрий Бородин с «Временами года» Вивальди, которые он переосмыслит вместе с композитором-импровизатором Искандеором Ханнановым.
А еще очень вам рекомендуем ловить концерты восхитительных musicAeterna Four. В репертуаре коллектива — оригинальные аранжировки русского и европейского фольклора (вот пример) и духовной музыки, а также переложения джазовых и блюзовых композиций, песен из кино и мюзиклов. «Песни трав и цветов», которые восхитили нас на фестивале, презентовали 4 июня в культурном пространстве Third Place, и есть все основания предполагать, что в новом сезоне они вернутся.
А если вам захочется еще больше увлекательных музыкальных впечатлений, можно обратить внимание на программу Александринского театра «Новая музыка на новой сцене» с концертами современной академической и электронной музыки, коллаборациями музыкантов и медиахудожников и событиями фестиваля электронной пространственной музыки Acousmonium. 30 и 31 июля, например, можно будет послушать Альфреда Шнитке в исполнении оркестра из громкоговорителей (!): SCHNITTKE LIVE (E+U) — это часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы», посвященного феномену советской киномузыки.
Москва
Некоторые участники Дягилевского этого года имеют московскую прописку, и за ними можно следить здесь или ловить их на гастролях.
Например, Rosarium, который на языке Баха и Телемана рассказал нам, что такое гармония и настоящая любовь к своему делу — это камерный оркестр факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской конверватории. Оркестр исполняет музыку эпохи барокко на исторических инструментах с жильными струнами, а его программы всегда оригинальны и изящно драматургичны. Ловить выступления Rosarium можно в концертных залах Московской консерватории – Малом, Рахманиновском и Большом, — а также в концертных залах Зарядья.
А о том, что такое настоящий музыкальный эксперимент, мы узнали от другого московского коллектива — МАСМ, Московского Ансамбля Современной Музыки. Он играет произведения самых разных эпох от барокко до наших дней, но специализируется на русской авангардной музыке ХХ века — в том числе электронной. На счету МАСМ — множество интересных опытов в области музыкального театра, танца, изобразительного искусства, мультимедиа. В общем, он находится на переднем крае музыкальной культуры и активно участвует в междисциплинарных проектах. Именно такой мы увидели и услышали на фестивале: концерт «Безвыходные акустические ситуации» был сделан с сотрудничестве с CEAMMC, Центром Электроакустической музыки Московской консерватории.
Катя Бочавар, которая сначала очаровала нас на встрече в Фестивальном клубе, а потом пригласила к сотворчеству в философично-поэтичном перформансе «Территория Гамлет», руководит галереей-мастерской ГРАУНД Солянка. Здесь проходят выставки, концерты, спектакли, лекции, мастер-классы, работают арт-резиденции авторской книги, саунд-арта, контемпорари музыки и танца, перформанса, инсталляции, литературы, современного театра и видеоискусства — в общем, есть на что обратить внимание.
А соавтор Кати Бочавар по событию «Территория Гамлет» и участник объединения «Музыка и термос», которое отметилось на фестивале перформансом Μοιραι FM, композитор Алексей Сюмак по секрету рассказал нам о своих творческих планах. Вернее, об одном, но зато каком — в Ночь музеев создать на всей территории Библиотеки им. Ленина единое театрально-музыкальное пространство!
Еще в столице можно время от времени попасть на выступление мультиперкуссиониста Петра Главатских — причем как на сольный концерт (как раз такой мы увидели на Дягилевском), так и на театрально-музыкальное действо вроде «Эбеновой кожи» по лирике Гумилева с Юлией Пересильд, который презентовали в концертном зале «Зарядье».
К афише последнего вообще стоит присмотреться повнимательнее: 26 сентября, например, сюда приедут оркестр и хор musicAeterna с интереснейшей программой из поздних сочинений Шостаковича на стихи Лорки, Рильке, Аполлинера, Кюхельбекера и Блока.
Ну, а за новыми порциями интересных музыкальных и перформативных событий мы посоветуем москвичам отправляться в ДК «Рассвет» — там же время от времени можно застать героев Дягилевского. ДК «Рассвет» крайне повезло с программным директором: Алексей Мунипов — музыкальный критик, журналист и куратор, увлеченный человек с впечатляющим музыкальным кругозором, но без профессионального апломба. В афише сплошь удивительные вещи — редкие и даже уникальные, вроде подборки европейской барочной и кабардинской народной музыки, которые создавались примерно в одно и то же время. А еще спектакли, лекции и воркшопы.
Наверняка мы о ком-то забыли — впечатлений было столько, что запутаться немудрено. Одно совершенно точно: в ожидании следующего Дягилевского фестиваля мы с вами не соскучимся.