Дистрибьюторская компания «ПилотКино», чей логотип неизменно присутствует на афишах главных итальянских кинопремьер и фестивалей, не только отвечает за весь трендовый итальянский кинодвиж на территории России, но и умеет делать сюрпризы. Ловите неожиданный новогодний подарок от «ПилотКино»: любимая комедия миллионов российских зрителей разных поколений демонстрируется в кинотеатрах на широком экране в обновлённом формате.
29 декабря в отечественный прокат снова вышла легендарная комедия Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». В 2023 году картине исполняется 50 лет, и специально к её полувековому юбилею провели покадровую цифровую реставрацию изображения и звука для демонстрации в разрешении 4К.
Хроника невероятных приключений – советско-итальянская копродукция киностудий «Мосфильм» и Dino de Laurentiis Cinematografica. Комедию снял Эльдар Рязанов в 1973 году, сценарий писали две команды. С советской стороны выступил творческий союз Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова: картины по их сценариям «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж» в России знают все без исключения. С итальянской стороны творил другой культовый дуэт комедиографов – Castellano e Pipolo (Франко Кастеллано и Джузеппе Пиполо), благодаря которым мир увидел лучшие комедии с Адриано Челентано: «Укрощение строптивого», «Ворчун», «Безумно влюблённый», «Туз», «Бархатные ручки» и другие.
Полвека назад «Невероятные приключения итальянцев в России» произвели фурор в прокате: за первый год в кинотеатрах его увидели около 50 миллионов зрителей, а картина вошла в топ-50 самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката. К сожалению, в Италии комедия, название которой перевели как Una matta, matta, matta corsa in Russia («Безумная, безумная, безумная гонка по России») не имела аналогичного успеха.
Бессмысленно пересказывать всем известный сюжет о группе интуристов, прилетевших в СССР на поиски зарытого подо львом золота покойной русской эмигрантки. За 50 лет в реальном мире многое изменилось или вовсе перестало существовать, что-то забылось или было намеренно предано забвению, – но тем интереснее наблюдать за киношным миром героев картины, «перепроживать» вместе с ними их трижды безумные приключения и обращать внимание на прежде не замеченные эпизоды.
Например, помимо нюансов фантасмагорически изобретательной и технически сложной «гонки», сегодня глаз цепляется за контраст между странами. В Италии нерадивые мужья живут с некрасивыми ревнивыми жёнами, их дети ходят в школу, чтобы выучиться хулиганить, а в переполненных больницах никогда нет свободных коек. Неудивительно, что выросшие в такой обстановке герои вынужденно становятся туристами с удручающим облико морале: это недалёкие, плохо воспитанные бездельники-авантюристы с криминальными наклонностями, готовые на любой идиотизм ради чужих денег.
СССР, напротив, показан как предбанник рая: пара шагов – и за дверью тебя настигнет неземное счастье. Здесь живут вежливые, гостеприимные, творческие и прекрасно образованные люди, которые ответственно выполняют свою работу, соблюдают законы и следят за порядком. Сторож автопрокатной конторы (оказывается, в 70-е они не были редкостью!) отсутствует на рабочем месте по уважительной причине – поёт в самодеятельности; чтобы пропустить группу малышей на пешеходном переходе, постовой останавливает весь транспорт, включая авиалайнер, завершающий аварийную посадку; умный лев из зоопарка терпеливо дожидается зелёного сигнала светофора, а надёжности и проходимости ВАЗ-2103 позавидовали бы самые навороченные внедорожники.
Отсмеявшись – заметим, что группа мосфильмовцев, выполнившая ремастеринг, обошлась с кинолентой бережно и уважительно. Если вы (как и мы) боялись, что изображение «заиграет новыми красками», то вы боялись напрасно. Приглушённая палитра, словно выцветшая за пять десятилетий, после цветокоррекции не скрывает возраст и аккуратно напоминает об эпохе. В процессе оцифровки специалисты сохранили аутентичное цветовое решение, но очистили плёнку от звуковых и визуальных шумов, дефектов и следов хранения. Общее впечатление – «макияж без макияжа»: безупречная картинка, ничем не выдающая усилий визажиста и применение антивозрастной декоративной косметики. И, кажется, это лучшая похвала команде реставраторов!
«Невероятные приключения итальянцев в России»
Год: 1973
Режиссёр: Эльдар Рязанов
В ролях: Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Ольга Аросева, Антония Сантилли, Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе, Тано Чимароза, Джиджи Баллиста и др.
Продолжительность: 103 мин.
Возрастная категория: 12+
Продюсер реставрации: Карен Шахназаров
Расписание показов