27 января на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Терминал 3» по одноименной пьесе Ларса Нурена.
«Терминал» – название цикла коротких пьес шведского драматурга, общим для которых является некое условное пространство, являющееся своего рода транзитным залом между жизнью и смертью (а также между прошлым и настоящим), через который проходят герои. Таким пространством может быть зал ожидания, больничный коридор, обыкновенная гостиная, палата в психиатрической клинике и тому подобное. Персонажи этих историй оказываются как бы зажаты между своим внутренним миром и внешней реальностью, и не могут установить прочный контакт ни с тем, ни с другим.
Действие «Терминала 3», имеющего подзаголовок «Маленький реквием», происходит в приемном отделении больницы, где молодая пара готовится к появлению на свет первенца, а более взрослая – ждет процедуру опознания.
Для театра «Терминал 3» – своего рода вызов. Объем пьесы предполагает небольшую длительность спектакля, место действия ограничивает фантазию сценографа, а отсутствие событий (кроме фабульных) и текст, состоящий из коротких, нарочито примитивных реплик, становятся дополнительной задачей для актеров.
В Театре Наций эту задачу решали режиссер Никита Кобелев, художник Нана Абдрашитова и актеры: Кирилл Гребенщиков, Ольга Белинская, Алексей Славкин, Ася Фоменко, Дмитрий Журавлев.
Еще до начала спектакля зрителей охватывает смутное беспокойство, холодный больничный коридор – не самое приятное место, и даже в виде декораций оно заставляет нервно ежиться. Белые стены, стальные сиденья, кафельный пол, рентгеновские снимки на светящихся панелях и двери, за которыми только непроглядная тьма – все это невольно навевает мысли о конечности бытия.
«Глобально это пьеса о жизни и смерти, но поданная через исследование отношений между мужчиной и женщиной. Своеобразная вариация на тему «Сцен из супружеской жизни» Бергмана, – говорит режиссер спектакля Никита Кобелев, – В пьесе есть интересный трюк – она начинается абсолютно реалистично, но в определенный момент реальность на наших глазах расслаивается, история взмывает над жизнью конкретных персонажей, становится метафизическим разговором о человеческих судьбах».
Реальность в этой истории действительно не вполне реальна. Несколько первых минут кажется, что герои находятся в параллельных вселенных и не видят друг друга. К тому же ни один из них не уверен в правильности своего местонахождения: нервничают, оглядываются, переспрашивают… Ожидание и неопределенность только усиливают тревогу, персонажи перебрасываются обрывками фраз, в которых переплетаются прошлое и настоящее, а зритель по крупицам собирает истории их жизней. Постепенно диалоги начинают перекликаться и последние сомнения исчезают: мы точно знаем кто эти люди и почему они здесь.
«Вы те люди, которые должны быть здесь?» – спрашивает появившийся, наконец, служитель. И это главный вопрос. Как наши действия, слова и мысли приводят туда, где нам совсем не хотелось бы находиться? Как формируется наше «сегодня» нашим «вчера»? Как невысказанное может сломать судьбу не только твою, но и того, кто рядом? Это невысказанное и стало основной актерской задачей, ведь самые важные смыслы пьесы заключены именно в молчании.
Спектакль, начавшись хоть и с тревожной, но обыденной ситуации, перерастает в философское размышление о быстротечности времени и невозможности возвращения. Мрачное и холодное, но одновременно трогательное и болезненное исследование человеческих отношений направлено на самые потаенные уголки души, в которые многие стараются без крайней необходимости не заглядывать. Ведь очень страшно думать о том, что рождение и смерть – непостижимые, но неумолимые этапы человеческого существования, а сама жизнь – не более чем зал ожидания.