Разобравшись с основными понятиями и направлениями в современном искусстве (наша статья), предлагаем узнать немного больше о различных аспектах, связанных с производством арт-объектов, организацией и проведением выставок, а также о профессиях, так или иначе связанных с совриском. В новой подборке — список книг, которые непременно стоит прочесть, если вы думаете связать свою жизнь с искусством или просто хотите заглянуть за кулисы творческого процесса.
Мартин Гейфорд «В погоне за искусством»
Из этого захватывающего искусствоведческого травелога вы узнаете, куда непременно стоит отправиться, чтобы насладиться жемчужинами современного (и не только) искусства. Автор книги, английский историк искусства и критик Мартин Гейфорд, считает, что ничто не сравнится по силе впечатления с личным знакомством с тем или иным арт-объектом, а потому предпринимает путешествие в разные страны, чтобы увидеть произведения прошлого и настоящего воочию: во французской Дордони осматривает пещеры Лез-Эзи с наскальной живописью, посещает музей минималистской скульптуры в американском Техасе, а также встречается с современными художниками, среди которых такие гранды, как Ансельм Кифер, Роберт Раушенберг или Герхард Рихтер.
Лэнс Эсплунд «Искусство видеть»
В своей книге известный американский арт-критик, куратор и колумнист The Wall Street Journal Лэнс Эсплунд рассказывает о том, как подружиться с совриском. Повествование состоит из двух частей: в первой автор делится личным опытом знакомства с разными произведениями искусства, во второй рассматривает несколько знаковых арт-объектов, в числе которых работы Ханса Арпа, Пауля Клее, даже перформансы Марины Абрамович. Главная идея текста — с помощью понятных примеров продемонстрировать читателям, что современное искусство ничуть не сложнее для понимания, чем искусство прошлого. И знания служат тем самым ключом к его постижению.
Мария Савостьянова «Дизайн сегодня»
Мария Савостьянова — автор свыше 450 статей, посвященных современному дизайну. Историк искусства, критик, преподаватель кафедры теории и истории культуры РУДН (2013–2018) и школы дизайна при РАНХиГС. В 2001–2018 годах она занимала пост заместителя главного редактора журнала «Интерьер+Дизайн», а сейчас является заместителем издателя англоязычного журнала о современном искусстве Russian Art Focus. В основу ее книги положен курс лекций, прочитанных в рамках образовательной программы Музея современного искусства «Гараж» осенью 2016 года и весной 2019-го. Его цель — помочь сориентироваться в информационных потоках, познакомиться с ключевыми персоналиями, тенденциями и практиками дизайна в наши дни. Прекрасный повод узнать об амбициозных разработках, среди которых шкафы, стулья и даже увлажнители воздуха, которые созданы не только для того чтобы выполнять утилитарные функции, но и радовать глаз.
Пол О’Нил «Культура кураторства и кураторство культур(ы)»
Как и когда сформировалась профессия куратора? Как возникла культура биеннале и как трансформировался процесс курирования крупномасштабных международных выставок? Данная книга представляет собой исчерпывающий труд о становлении независимого кураторства. Отдельные персоналии и целые кураторские коллективы — вы узнаете, как благодаря таким специалистам выставка становится настоящим художественным медиумом. Автор — художник, преподаватель и независимый куратор Пол О’Нил — заостряет внимание читателей на отправных точках формирования кураторского дискурса, ведь сегодня кураторы наравне с художниками играют определяющую роль в арт-процессе.
Ханс Ульрих Обрист «Пути кураторства»
Выдающийся куратор, содиректор культовой лондонской галереи Serpentine и один из влиятельнейших людей в современном арт-мире, Ханс Ульрих Обрист в серии очерков повествует не только о своем пути и эволюции кураторских практик, но также рассказывает о важных вехах в истории современного искусства и его предтечах. Когда вашим проводником в мир прекрасного выступает профессионал такого уровня, рассказ приобретает совершенно иное звучание. Какие проекты Обристу удалось реализовать, а какие так и остались на уровне идей? Кто дал ему самый важный совет в карьере, которому он следует до сих пор? Какие книги оказали на автора самое сильное влияние? Бесценный персональный опыт может быть полезен всем, кто хочет связать свою жизнь с профессией куратора.
Рашид Араин «Путешествие идеи»
Сборник эссе 1970–2010 годов британо-пакистанского художника, куратора и публициста Рашида Араина о западном искусстве и антиколониализме. Автор рассматривает арт-процесс с позиции человека третьего мира. Его непререкаемый авторитет — результат многолетней борьбы за справедливость с использованием различных средств, как имеющих буквальное отношение к искусству (например, перформансы или выставочные проекты, являющие собой критику расизма), так и литературных текстов. В своих статьях Араин повествует о собственных политических взглядах, осуждает западный колониальный эгоизм и провозглашает необходимость «пробудиться от летаргического сна», предоставив возможность реализовать свои творческие проекты художникам из разных уголков земли вне зависимости от цвета их кожи и страны рождения.
Флориан Иллиес «А только что небо было голубое. Тексты об искусстве»
Художественный критик и публицист Флориан Иллиес известен русскоязычным читателям своими культовыми книгами «1913. Лето целого века», «1913. Что я на самом деле хотел сказать» и «Любовь в эпоху ненависти. Хроника одного чувства, 1929–1939». А этот сборник дает возможность всем поклонникам его творчества познакомиться с другой гранью авторского таланта и непосредственной сферой его профессионального интереса. В книгу вошли тексты Иллиеса, написанные в период с 1997 по 2017 годы. В них он размышляет о художниках прошлых веков, исследует феномен романтизма, восхищается работами Энди Уорхола и даже пишет письмо Каспару Давиду Фридриху. Прошлое и настоящее сливаются воедино, а известные фигуры из мира искусства и литературы уже не кажутся такими далекими.
Автор Юля Измайлова