«Если вы увидите его, скажите, что я по нему очень скучаю». Спектакль «Бродячая. Бездомная. Дохлая собака» на международном фестивале Onlife iDEA Fest

Год назад на площадке Giper Loop в Москве прошел показ спектакля Binary Biotheatre «Бродячая. Бездомная. Дохлая собака» по мотивам чеховской «Каштанки» в постановке Василия Березина. Зрителям, которым не посчастливилось тогда увидеть невероятную Розу Хайруллину в роли собаки, такую возможность сейчас предоставляет международный фестиваль Onlife iDEA Fest.

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Для формата online спектакль был даже не изменен, а создан заново, хотя смыслы его остались прежними. «Это работа о тотальном одиночестве, о том, что мы никому никогда и не были нужны, – поясняет Василий Березин, – о бесконечном труде артиста на протяжении всей жизни, несмотря на возраст, признание и заслуги, о взаимоотношениях с режиссером, о честности».

Для такой истории режиссер выбирает черно-белое, практически немое кино, с редкими бегущими строками и крупными планами. Сорок минут на экране царит Роза Хайруллина с бесконечной бездной в глазах. Кто она? Великая актриса или брошенная собака? Есть ли разница в жизни двух существ, наполненной болью, одиночеством и неугасаемой жаждой любви?

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Редкие появления на экране режиссера только усиливают ощущение брошенности и угасающей жизни актрисы/собаки. Как внезапное пробуждение от болезненного, но уже привычного сна, эти вспышки реальности едва ли не страшнее полубезумных сновидений измученного существа. Режиссер/хозяин здесь главный злодей, это он бросил, он обидел, он не понял, он убил…

Также как в упомянутом уже немом кино, основным художественным приемом становится музыка, точнее – звуки инструментов. Если вы вспомните и представите себе все максимально раздражающие, скребущие, воющие, скулящие звуки, это будет лишь малая толика того, что предложат музыканты оркестра Binary. В этих звуках – животная агония, невыразимый ужас, тоскливая безысходность, и вместе с тем еле теплящаяся, но все еще не убитая жизнь. Кажется, эта звуковая пытка никогда не кончится, но вдруг инструменты замолкают, всего на несколько секунд, в течении которых актриса произносит: «Если вы увидите его, скажите, что я по нему очень скучаю».

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля

Роза Хайруллина в этом спектакле не играет конкретно собаку или конкретно человека, она играет судьбу, ощущение реальности (а может быть нереальности), сгусток боли в отдельно взятой душе. Незнание причин этой боли не имеет никакого значения, даже через экран она колотится, пытаясь заполнить ваше сознание, а отсутствие текста только многократно усиливает это проникновение. 

Режиссер Василий Березин посвятил спектакль «всем бездомным собакам, которые лежат на бордюре и в агонии вспоминают тех, кто бросил их на улице и чей след исчез навсегда». А собакам ли?…

URL List