На белых стенах причудливо переплетаются трубы. В железные ведра монотонно капает вода. В центре безликой комнатушки за деревянным столом сидят четверо мужчин. Снаружи, судя по титрам, кипит жизнь: играет музыка, вспыхивают ссоры, приезжают и уезжают машины… Но пена дней оседает за дверью, не мешая героям спектакля Московского театра юного зрителя «Пятая печать» вести философские беседы.
Действие одноименного романа Ференца Шанты происходит в Венгрии осенью 1944 года, после государственного переворота, приведшего к власти «последнего союзника Гитлера» Ференца Салаши. Однако постановка МТЮЗа лишена примет эпохи. Режиссер Елизавета Бондарь создает чистую, почти беспримесную драму идей. Место и время действия здесь условны, а персонажи практически утратили индивидуальные черты. Всех женщин, не меняя костюма и даже позы, играет Екатерина Александрушкина. Полицейский (Сергей Волков) с отрешенным взглядом и пугающе бесцветным голосом напоминает то ли ангела смерти, то ли марионетку. А жизнь четверых главных героев за пределами трактира, где они коротают вечера, умещается в несколько эпизодов общей продолжительностью не больше десяти минут.
Илья Смирнов (часовщик Дюрица), Андрей Максимов (книготорговец Кираи), Евгений Кутянин (хозяин трактира Бела) и Дмитрий Агафонов (столяр Ковач) исполняют свои роли с подчеркнутой сдержанностью. Говорят ровными, почти монотонными голосами. Проявляют минимум эмоций. В общем, воссоздают не столько характеры, сколько типажи.
Герои Ференца Шанты охотно типизируют себя. Все они – маленькие люди. Несчастные жертвы, которые ничего не решают и ни на что не влияют. При этом Кираи, Ковач и Бела даже гордятся своей униженностью. Ведь она гарантирует им чистую совесть, непричастность к творящемуся в мире злу. Вопросом, который задает товарищам Дюрица: хотели бы вы в следующей жизни родиться тираном Томоцеускакатити или его безропотным слугой Дюдю? – в немного видоизмененной форме терзался Раскольников. Но в отличие от персонажа Достоевского, венгерские обыватели совсем не рвутся «иметь право». Конечно, им нелегко согласиться на роль мучеников, поэтому каждый украдкой задумывается об амплуа могущественного злодея. Но на самом деле неплохо чувствует себя в образе «твари дрожащей».
В конце романа и спектакля буря истории ворвется в трактир Белы, и абстрактные рассуждения его завсегдатаев пройдут проверку реальностью. Четверых друзей арестуют; чтобы вернуть свободу и сохранить жизнь, им предстоит отказаться от своего главного утешения – человечности, нравственной чистоты. Хотя слабость прекрасно совместима и с жестокостью, и с подлостью, маленькие люди Шанты выдерживают испытание. Они доказывают, что действительно «чисты как стеклышко». Все, кроме одного. Впрочем, даже Дюрица, единственный оступившийся, думает не о себе, а о детях. В последней сцене спектакля за столиком трактира вместе с часовщиком сидят спасенные им от нацистов мальчики. Преемственность поколений; история, которая движется по спирали…
Финал «Пятой печати» не назовешь однозначным. Можно восхититься заключенной в нем верой в людей или, напротив, усомниться в том, что в человеческих душах добро так часто и легко одерживает победу над злом. Отметить, что оптимистичные выводы писателя и режиссера лишают постановку столь важного для драмы идей философского конфликта (идеи здесь не развиваются и не подвергаются сомнению; приверженность им нужно просто подтвердить). Углубиться в расшифровку евангельского подтекста.
В любом случае, ни одна реакция и трактовка не обойдется без ответа на провокационный вопрос Дюрицы. Он, как вирус, распространяется за пределы зрительного зала. А значит, одну из своих главных задач: заставить нас хоть ненадолго заглянуть в себя – спектакль МТЮЗа точно выполняет.
Автор – Татьяна Ратькина