Далёкая норвежская деревушка, атмосфера нескончаемой зимы, снегокат без тормозов и озорные зимние забавы… Так проходит детство десятилетней девочки по имени Тоня Глиммердал. Она – единственный ребёнок в своём населённом пункте, её мама находится по работе в Гренландии, а с папой не так весело, как с крёстным Гунвальдом. Их шумные игры будоражат всю округу, а они выдумывают всё новые и новые развлечения. Но однажды их размеренную жизнь разрушает происшествие.
Такую историю привёз в Москву из Санкт-Петербурга «Театральный проект 27». Режиссёр Иван Пачин поставил спектакль «Тоня Глиммердал» по одноимённой книге норвежской писательницы Марии Парр. Премьера состоялась на площадке открытого театрального пространства «Арт-платформа», а бурное обсуждение спектакля со зрителями после показа констатировало, что эта «книга в театре» (так обозначен жанр спектакля на сайте «Театрального проекта 27») не просто увлекательная, но и способная объяснить детям множество серьёзных вопросов, для ответов на которые взрослые порой не могут подобрать слов.
Главная героиня Тоня, взрослея на глазах зрителей, узнаёт, что жизнь, конечно, игра, но её развитие не всегда предсказуемо. Настоящим ударом для девочки становится открытие, что её друг Гунвальд – человек непростой судьбы, и у него есть дочь, с которой он не виделся 30 лет. Приезд этой женщины вытаскивает наружу забытый сор из маленькой избушки Гунвальда на всеобщее обозрение и толкает Тоню на ряд поступков, за некоторые из которых ей потом будет стыдно, а другие будут поводом для гордости.
Десятилетняя Тоня преодолеет вселенское одиночество, ощутит жгучее раскаяние, проявит похвальную самостоятельность и приложит неимоверные усилия для того, чтобы навести мосты между Гунвальдом и его дочкой и растопить лёд в их отношениях. А в ряде показанных наглядных ситуаций внимательный зритель увидит, почему так бывает, что родители не живут вместе, что взрослые часто ошибаются, что дети часто строги к своим родителям, что в семьях не всегда говорят правду…
Искренняя тёплая история Тони Глиммердал оживает на сцене силами всего двух актёров – Евгении Ивашовой (Тоня) и Сергея Быстрова (Гунвальд). Вызывают восхищение бесстрашная активная девочка и мудрый расторопный старец, но благодаря искусной способности актёров перевоплощаться перед глазами зрителей проносится и множество других героев – жителей и гостей деревни, сотрудников почты и больницы, родных Тони и Гунвальда. В густонаселённой сказке нашлось место и огромной чайке, живущей на чердаке дома Тони, и пушистой собаке, ставшей жертвой стечения обстоятельств.
Настоящее сокровище спектакля – очаровательная сценография (художник-постановщик – Ольга Галицкая, мультимедиа художник и иллюстратор – Алёна Леонова). Макет норвежской деревушки, сооружённой на сцене, снабжён большим количеством мелких деталей: здесь открывается дверка домика – а там целый мир, тут закружилась граммофонная пластинка – а на ней фигурки наших героев пытаются нагнать упущенное время и исправить житейские ошибки, внезапно приоткрылись жалюзи на ширме-перегородке – и превратились в принтер рентгеновского аппарата… Чудес и перевоплощений на сцене хватает, а дружественная атмосфера накрывает в финале холодную деревушку, примерив враждующих и оставляя зрителям пищу для ума.