В рамках осенней программы Платоновского фестиваля свое прочтение рассказов О.Генри, классика американской литературы, представила Нарине Григорян, режиссер Государственного театра «Амазгаин» им. Соса Саргсяна из Армении. Спектакль «… и снова весна» и автора пяти рассказов, легших в его основу, разделяет более века. Однако и сами сюжеты, и грустный юмор, и подслеповатая надежда, неизменно движущая людьми, всё так же актуальны и понятны зрителю любого возраста и социального положения.
Несмотря на то, что постановка четко разделена на пять частей, никак не связанных сюжетно друг с другом, после просмотра она оставляет абсолютно цельное впечатление. Этому эффекту способствует не только отсутствие антракта, так или иначе, разделяющего любой спектакль на «до» и «после», но и некоторая цикличность, ярко прослеживающаяся как в каждой отдельной новелле, так и объединяющая весь спектакль.
Булочница, тайно влюбленная в своего постоянно покупателя, молодой супруг, отчаянно пытающийся угодить своей прелестной жене, знакомая, пожалуй, каждому зрителю пара волхвов, жертвующих своими сокровищами друг для друга – все персонажи не только отчаянно стремятся найти свое счастье, но и готовы делиться накопившимся душевным теплом, пока оно не сожгло их изнутри. Сталкиваясь с преградами и переживая разочарования, заготовленные автором для каждого из них, герои, нисколько не смущаясь, неизменно возвращаются на стартовую точку своего поиска, готовые дерзать снова и снова, потому что лучше всех знают и, главное, искренне верят в то, что даже после самой холодной зимы обязательно наступит весна.
Цикличность времен года, ритмичность чередования побед и поражений подчеркивает и выбор сюжетов из рассказов О.Генри. Начиная спектакль с истории о безрезультатном флирте и заканчивая зарисовкой из супружеской жизни, держащейся на последней связующей ниточке бедности и созависимости, Нарине Григорян не заигрывает с постмодернизмом и представляет жизнь такой, какая она есть – с прямолинейными диалогами и понятными мотивациями героев, которые, как и каждый зритель, просто хотят, чтобы их любили как можно сильнее.
Объединяет их не только это понятное стремление, но и общая декорация, напоминающая вернакулярные постройки, так характерные и для Армении, и для Америки, и для России. Выполненная в местных традициях и созданная под потребности каждой уникальной ячейки общества, декорация, превращающаяся то в торговую лавку, то в крошечную квартирку, а то и в кишащий криминальными элементами район, наглядно демонстрирует неразрывность уникального и общего, и выводит спектакль «… и снова весна» на комфортный уровень доступности, которым может гордиться далеко не каждый современный режиссер.
В одном из интервью Нарине Григорян подчеркнула важность слияния старого и нового: «В искусстве ничего не боятся. На подсознательном уровне цель нововведений – это посмотреть на спектакль свежим взглядом и привлечь к нему как можно больше молодежи. Конкретно этот спектакль даст нам всем силу наполниться надеждой». Представленный во времена переломных исторических событий, спектакль выводит надежду в абсолют и низвергает страх смехом, единственным орудием, способным объединить самых разных людей вне каких-либо прописанных в метриках признакам.