«Мы, нижеподписавшиеся», «Скамейка», «Мишин юбилей», «Обратная связь», «Наедине со всеми»… Даже если вы не читали эти пьесы, названия, наверняка, слышали. Сегодня 90 лет исполняется их создателю Александру Гельману, мастеру производственной драмы.
«Его техника, близкая манере «опасных поворотов» в духе Пристли, обращалась на привычнейшие коллизии «производственных драм», давая непредвидимые результаты; умело ведя фабулу, этот логик и рационалист весьма спокойно входил в области социального парадокса и социального абсурда», – отмечалось в энциклопедическом издании «МХАТ. 100 лет»
Детство Александра Гельмана пришлось на войну. В 1941-1944 годах он находился в еврейском гетто в городе Бершадь Винницкой области, где погибла почти вся его семья. После окончания Львовского военно-политического училища имени Щорса (1952-1954), он шесть лет служил в армии. Затем учился на библиографическом отделении Кишиневского университета, но его не окончил. Работал помощником мастера на фабрике, фрезеровщиком, строителем, корреспондентом ленинградских газет. В 1978 году переехал в Москву, был обозревателем газеты «Московские новости», вёл рубрику в журнале «Искусство кино».
Свой разносторонний жизненный опыт Гельман перенёс в творчество. Первые сценарии о взаимоотношениях в заводском коллективе написал в соавторстве с женой Татьяной Калецкой: «Ночная смена» (1970, экранизирован в 1971), «Считайте меня взрослым», «Ксения, любимая жена Фёдора» (оба экранизированы в 1974).
Широкую известность Александру Гельману принёс снятый в 1974 году по его сценарию фильм «Премия». Позже сценарий был переработан в пьесу «Протокол одного заседания», поставленную в 1975 году Георгием Товстоноговым в БДТ и (под названием «Заседание парткома») Олегом Ефремовым во МХАТе, где позже были поставлены все пьесы драматурга.
Жанр производственной драмы в творчестве Гельмана обрёл углублённую психологическую разработку («Обратная связь», 1978), черты комедийности («Мы, нижеподписавшиеся…», 1979; экранизация – 1981), мелодраматизм («Наедине со всеми», 1981).
Некоторые его работы выходят за пределы производственной темы. Яркий тому пример – пьеса «Скамейка» (1983). В 1984 году мхатовский спектакль Олега Ефремова по этой пьесе с Олегом Табаковым и Татьяной Дорониной стал громким театральным событием. А «Скамейка» до сих входит в репертуар многих театров.
В конце 1980-х годов Александр Гельман вместе с американским драматургом Ричардом Нельсоном принял участие в совместном проекте Американо-советской театральной инициативы (АСТИ). Драматурги, ранее не знакомые друг с другом, получили возможность, встречаясь в Москве и Нью-Йорке, написать пьесу сообща. Так был написан «Мишин юбилей», поставленный в Художественном театре и в США. В основу сюжета пьесы легли события августовского путча 1991 года.
В годы перестройки драматург вёл активную политическую деятельность. Был Народным депутатом СССР, входил в различные общественно-политические объединения. На протяжении многих лет занимался преподавательской деятельностью. Он также опубликовал сборник стихов и несколько книг эссеистики.