«Да, к удивленью глаз моих, на это смотревших» – премьера спектакля «Макбет. Кабаре» в Театре им.Пушкина

На сцене Филиала Театра им. А.С. Пушкина представлен новый спектакль «Макбет. Кабаре» в постановке Никиты Пирожкова.

Фото: Екатерина Московко

В анонсе утверждается, что зрителя ждёт соединение «разных жанров и видов сценического языка: пластики, музыки и драматического искусства». Конечно, подобное «соединение» в целом традиционно для театрального действия, но, когда на этом акцентируют внимание, ожидаешь пластических изысков и музыкального диалога. Однако в версии Никиты Пирожкова нет ни новаторских решений в области пластики, ни оригинального музыкального сопровождения (несмотря на то, что музыку к спектаклю писали два композитора: Александр Иванов и Елизавета Ермакова.

Фото: Екатерина Московко

Большую часть вокальных номеров исполняет сам режиссёр Никита Пирожков в роли Макбета (педагог по вокалу в данном случае оказал бы неоценимую помощь, но его, увы, не пригласили). Хореография в основном возложена на плечи трёх ведьм в исполнении Натальи Рева-Рядинской, Анастасии Лебедевой и Анны Кармаковой.

Фото: Екатерина Московко

Роль ведьм в спектакле остаётся неясной: они то вкладывают кинжалы в руку Макбета, то разыгрывают юмористическую интермедию, то подтанцовывают другим персонажам, кричат, вопят, как видимо и положено «нечистой силе». Шекспироведы до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто они, эти ведьмы – олицетворение мирового зла, духи прошлого или галлюцинации Макбета? Режиссёры порой изображают их как стереотипных ведьм с крючковатыми носами и горбами, кто-то переодевает в мужчин или совсем юных девушек. Никита Пирожков решает представить ведьм в блестящих гламурных платьях и с эффектными начёсами волос. В спектакле ведьмы, подобно моделям на подиуме, привлекают к себе внимание.

Фото: Екатерина Московко

Это им легко удаётся, поскольку остальные персонажи выглядят совершенно обезличенными, даже Дункан (Сергей Миллер) и Малькольм (Иван Лёшин). В классических мужских костюмах король, его приближённые и свита становятся гостями «кабаре». Здесь им можно говорить в бытовой манере, интонационно избегая шекспировской патетики и красоты поэзии.

Фото: Екатерина Московко

Художник-постановщик Агафья Бит-Гармус делит пространство малой сцены на две части полупрозрачным занавесом. Может показаться, что скрытая часть, где виднеется картина, – это мир призраков, духов, царство рока и теней. Однако такое разделение условно и не несёт никакого смысла, кроме как сценического закулисья кабаре. Эффект «сцены на сцене» подчеркивается только микрофоном на стойке, к которому обращаются тоже без заданного подтекста: вдруг какие-то реплики персонажи считают нужным произнести в микрофон.

Фото: Екатерина Московко

Нельзя не отметить замечательную работу художника по свету Анны Шипиловой, которая смогла оживить заявленную многомерность, где силуэты теней выглядят зачастую интереснее, чем сами персонажи. Три картины, расположенные по бокам и в сердцевине сцены, так и остались бы без внимания, если бы не световые акценты. В этой работе свет выступает в роли самостоятельного героя, обладающего, возможно, даже большей властью, чем Макбет или ведьмы.

Фото: Екатерина Московко

Макбет в исполнении Никиты Пирожкова – это очень мягкий молодой человек с тоненькими усиками, плавными жестами и ребяческой мимикой. Его отношения с супругой напоминают детскую незамысловатую игру, где ребёнок пытается всячески продемонстрировать себя «под маской». В первой сцене Макбет и леди Макбет (Анна Бегунова) будто привязаны друг к другу, редко разжимают руки. На глазах у всех они позволяют себе откровенно слиться в поцелуе.

Фото: Екатерина Московко

После сцены убийства на руках супругов появляются ярко-красные перчатки. Пока леди Макбет перетаскивает Телохранителя (Василий Бобров) и усаживает за стол, Макбет долго рассматривает перчатки, пытаясь донести до публики, что на руках его кровь. Такая подача «в лоб», которая, к слову, пронизывает весь спектакль, вызывает как минимум недоумение, а то и желание оскорбиться. Как, впрочем, и финальная сцена, в которой Макбет решает заняться сексом с одной из ведьм (по этическим и эстетическим соображениям публиковать фото данной сцены считаем невозможным).

Фото: Екатерина Московко

Предположительно, таким образом он ищет замену леди Макбет, чье мёртвое тело лежит на соседнем столе. Он снимает брюки, но задуманное не осуществляет, и волочась в нижнем белье, укладывается рядом с супругой. Возможно, в таком нелепом образе Макбета, режиссёр пытается отыскать сатирическое содержание пьесы, но именно этот финальный образ, к сожалению, запомнят зрители.

Шекспировские фанфары, сопровождающие финальную сцену, так и не прозвучат…

URL List