Знаете ли вы, что служебный роман из одноимённого кинофильма в начале 1970-х годов потряс театральные сцены Советского Союза, а новогодний хит «Ирония судьбы, или С лёгким паром» – история из жизни, которую рассказал режиссёру Эльдару Рязанову и драматургу Эмилю Брагинскому их знакомый, погрузивший незадачливого приятеля в поезд? А ноябрь – месяц, когда подряд отмечали день рождения создатели шедевров советского кинематографа «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих»?
К 95-летию со дня рождения режиссёра и сценариста Эльдара Рязанова (родился 18 ноября) и к 101-летию со дня рождения драматурга Эмиля Брагинского (родился 19 ноября) мы решили рассказать об этом творческом тандеме, создавшем более десятка сценариев, пьес и повестей, которые легли в основу кинохитов.
И Рязанова, и Брагинского примерно до середины 1950-х реальная жизнь интересовала больше, чем игровое кино: окончивший ВГИК (мастерская Григория Козинцева) Эльдар Рязанов снимал документальные фильмы, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников; Эмиль Брагинский был журналистом – его лёгкий слог позволял интересно рассказывать о любой сфере, от экономики до спорта.
1955 год стал поворотным для обоих. Рязанов устроился на «Мосфильм» и поставил (c режиссёром Сергеем Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю (один из жанров музыкального кино) «Весенние голоса». И здесь же, на «Мосфильме», вышел первый фильм по приключенческому киносценарию Брагинского – «В квадрате 45» (режиссёр – Юрий Вышинский).
Но встреча двух мастеров состоялась несколько позже. До неё Рязанов успел снять «Карнавальную ночь», «Девушку без адреса», «Гусарскую балладу». А Брагинский стал широко известен в театральных кругах – в Театре Станиславского режиссёром Александром Ароновым был поставлен спектакль по его пьесе «Раскрытое окно» с участием Евгения Леонова, Майи Менглет, Евгения Урбанского: зрители хохотали над остроумными репликами героев, а критики обвиняли драматурга в отсутствии чувства юмора. После посещения спектакля главный редактор «Мосфильма» Юрий Шевкуненко познакомил Брагинского с Эльдаром Рязановым.
«Когда Брагинский и Рязанов встретились, то установили, что они совершенно непохожи друг на друга – ни внешне, ни внутренне. Это их объединило, и они написали сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!» Во время работы они с удовольствием обнаружили, что отлично ладят друг с другом, и решили продолжать в том же духе. Так появился некто с двойной фамилией Брагинский-Рязанов» – так творческий тандем описывал свою встречу в совместной шуточной автобиографии.
Оба мастера стремились к достоверности, не боялись затрагивать острые социальные темы, созданные ими герои стали близки и понятны обычным советским людям. Основой повести «Берегись автомобиля!» стала «легенда, принявшая обличье всамделишного случая», пьесы «Ирония судьбы, или С лёгким паром» – история из личного опыта друга. Служебный роман в статистическом управлении стал сюжетом пьесы «Сослуживцы», сатира на социалистическое общество легла в основу сценария фильма «Гараж», случайная встреча официантки привокзального ресторана и пианиста – мелодрамы «Вокзал для двоих»…
Стоит отметить, что драматурги Рязанов и Брагинский снабжали свои пьесы интересными ремарками или вводили неожиданных героев на случай, если произведение решат ставить в театре. Так, в пьесе «Сослуживцы», воплотившейся позже на экране в фильме «Служебный роман» и шедшей во многих театрах СССР, есть такая ремарка: «Статистическое учреждение равно может находиться в новом здании или старинном особняке. Это – как удобно театру. Нужно только, чтобы на сцене были: комната, где работают Новосельцев и Ольга Петровна; коридор, ведущий в приемную, которую украшает собой Верочка, и кабинет директора Калугиной. Важно, чтобы действие пьесы могло происходить одновременно во всех помещениях». А в пьесе «Ирония судьбы, или С лёгким паром» есть Ведущий, который сообщает множество подробностей: от традиций празднования нового года до сетований на то, что «дома уже давно не строят по индивидуальным проектам, а только по типовым».
Ожившие на киноэкране истории Брагинского-Рязанова превратились в особый жанр кинематографической комедийной прозы, а их герои – в символы 1960-1970-х годов. Крылатыми стали фразы: «Какая гадость – эта ваша заливная рыба!»; «Давно известно – деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше»; «Она любопытна, как все женщины, и женственна, как все секретарши»…
После оглушительного совместного успеха пути Рязанова и Брагинского разошлись. Эльдар Рязанов обращался к классике и современной прозе, снял ещё множество известных картин («Жестокий романс», «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные», «Старые клячи» и другие). По сценариям Эмиля Брагинского вышли фильмы «Учитель пения» Наума Бирмана, «Суета сует» Аллы Суриковой, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Поездки на старом автомобиле» Петра Фоменко и другие. Но тандем Брагинский-Рязанов навсегда остался в истории кино.