Молодая была не молода. Спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ», Театр Моссовета

Драма семьи вместо драмы страны, дискуссия на тему «Жить или не жить?» вместо монолога «Быть или не быть?», сводка новостей вместо кровавого месива… В Театре Моссовета идёт премьерный спектакль «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» по известной пьесе Уильяма Шекспира. Режиссёр Евгений Марчелли подошёл к этой истории нетривиально, убрав всю политику и добавив подзаголовок «Семья. Трагедия. Две части».

Впрочем, полностью отстраниться от политики не получилось. Уже в первые минуты спектакля, когда на сцене появляются счастливые новобрачные Клавдий (Сергей Юшкевич) и Гертруда (Евгения Крюкова), невольно возникают ассоциации с экс-премьером королевства, пусть и не Датского, а Британского, Борисом Джонсом и его супругой Кэрри Саймондс.

Источник фото: сайт театра. Фотограф Кристина Вануни

Клавдий – с всклокоченными волосами, подбирающимся лишним весом и в образе завсегдатая алковечеринки – с чувством удовлетворения и лёгкой усталости уединяется с новоиспечённой супругой, облаченной в шикарное белое платье, излучающей счастье, наслаждающейся моментом. Яркий образ Гертруды обманчиво подходит под описание: молодая (хотя все знают, что нет), амбициозная (тоже нет), скандальная (и снова нет, скорее, просто влюблённая).

Эти двое счастливы вместе, им бы в медовый месяц, и лучше на необитаемый остров, но – ни минуты покоя. И главной проблемой становится ребёнок жены от первого брака – Гамлет (Кирилл Быркин), уже не маленький, но ещё не повзрослевший, к тому же неврастеник. В рваных джинсах и кедах, с побритой головой, он бродит как неприкаянный, вселяя тревогу в окружающих.

Источник фото: сайт театра. Фотограф Кристина Вануни

Ему мерещится призрак умершего отца (Александр Филиппенко), по-хозяйски разгуливающий по своим владениями и вступающий в диалоги с сыном. Но известие о насильственной смерти родителя возбуждает отнюдь не помыслы о мести. Гамлетом, скорее, движет отчаяние недолюбленного ребёнка, стремление привлечь к себе внимание.

Он ищет отдушину в обществе засидевшейся в девках, инфантильной, страдающей раздвоением личности Офелии (Анна Галинова), которая с трудом понимает, что от неё Гамлету нужно и почему так истерит её родня, и лишь похрустывает яблоком под монотонные нотации. Её второе «я» (Анастасия Белова) с ужасом смотрит на сложный мир вокруг и подаёт голос только для того, чтобы сообщить, что Офелия не справилась с этой жизнью и утопилась. Хотя не так давно девушка аргументированно могла рассказать, почему жить лучше, чем не жить.

Источник фото: сайт театра. Фотограф Кристина Вануни

Впрочем, это не единственная смерть, произошедшая «за кадром» – вся гора трупов остаётся там. Лишь смерть недалёкого Полония (Виталий Кищенко) от руки Гамлета, распылённого ненавистью к матери и её новой жизни, происходит прямо на краешке сцены и привлекает довольно мало внимания. Она так незначительна, что даже недостойна упоминания в новостях: об остальных трупах Датское королевство узнает именно из них.

Душевная драма Гамлета, бурная любовь Клавдия и Гертруды, жёсткие выяснения отношений и инциденты со смертельным исходом происходят на фоне всеобщего веселья: на заднем плане извиваются в танце барышни с оголёнными плечами, клубится сигаретный дым, пробиваются мотивы заводной музыки. Всем всё равно, что происходит внутри одного домохозяйства, пусть даже очень привилегированного. Ведь внешне всё красиво.

Символом наигранного благополучия становится пустая сцена, украшенная лишь белыми бумажными гирляндами, в определённый момент формирующими свадебный торт. И лишь крики встревоженных птиц, стремительные перемещения героев по сцене, случайные стуки и неслучайное одиночество предвещают надвигающуюся беду.

URL List