28 июня в кинотеатре «Октябрь» проект Каро.Арт и театр «Сатирикон» открыли авторский цикл просмотров знаменитых фильмов мирового кинематографа. После просмотра проходят обсуждения картины с участием народного артиста РФ, режиссера и художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина. Программу фильмов составил сам ведущий, отобрав для проекта «Райкино» киноленты, связанные темой глубоких внутренних поисков и переживаний человека.
Цикл кинопоказов открылся самым известным фильмом итальянского мастера Федерико Феллини «Восемь с половиной». Этот фильм не только входит в десятку лучших произведений мирового кинематографа, но и часто занимает первое место в рейтинге любимых картин деятелей искусства и ценителей кино. Его просто необходимо смотреть внутренним взором, из глубины души и сердца, из собственного «я», недаром фильм считается самым личностным в карьере мэтра. Гениальная особенность этого киношедевра состоит в его абсолютной галактической бесконечности во времени. Он из тех, которые обязательно нужно пересматривать с годами, и каждый раз, вместе со сменой мировоззрения взрослеющего индивида, фильм «Восемь с половиной» будет поворачиваться к зрителю новой стороной, неожиданным ракурсом и незнакомой или прежде незамеченной гранью. В этом состоит волшебство любого классического произведения, отмеченного прикосновением самого Всевышнего и будто привнесенного в нашу жизнь свыше. Смотреть каждый следующий раз, как в первый. Смотреть и открывать, видеть и не узнавать, тысячу раз познанное.
Приятной особенностью проекта «Райкино» является возможность увидеть мировые шедевры на большом экране, в отличном качестве, на языке оригинала с субтитрами, вальяжно устроившись в мягком кресле. Затем можно поучаствовать в интеллектуальной беседе с Константином Райкиным и модератором проекта, российским театроведом, кандидатом искусствоведения Павлом Рудневым.
В вечер открытия проекта Константин Райкин признался, что для него это дебют, потому что его основное поле деятельности – театр. Режиссер рассказал о том, как встретили картину на ММКФ в 1963 году, когда она получила гран-при, но необычный для тогдашней советской кинодействительности язык фильма показался очень сложным. Времена меняются, и сегодня «Восемь с половиной» видится фильмом ясным и понятным, тонким, волнующим и по-прежнему невероятно красивым.
«Редкий фильм, который так много знает про меня. Божественный, великий, который хочется смотреть еще и еще, открывая для себя в нем вещи все более тонкие. «Восемь с половиной» – это поток сознания человека искусства, который не видит границ между фантазией, видением и реальностью», – сказал Константин Райкин.
По мнению ведущего вечера, Федерико Феллини является режиссером с театральным сознанием, «театральным кинорежиссером», поскольку он перерабатывает условность, игру, очень похоже на то, как это делается в театре.
Константин Райкин вспомнил также о знаменитом фильме Боба Фосса «Весь этот джаз», который в определенной степени стал ремейком фильма Феллини, оставаясь при этом очень самобытным и ярким произведением.
Фильм «Восемь с половиной» автор цикла «Райкино» считает не демократичным, а достаточно элитарным, потому что его лучше всего понимают люди, сами действующие в области искусства. «К сожалению, огромное большинство людей проживают жизнь в скуке, а скука – это отсутствие любви и творчества. Нуждаться в искусстве, уметь его воспринимать – это удел меньшинства», – заметил режиссер.
Константин Райкин рассказал также о родном городе Федерико Феллини – Римини, где улицы в целом квартале названы по фильмам режиссера: улица Сладкая жизнь, Ночи Кабирии, Амаркорд, Восемь с половиной и другие.
Встреча с удивительным искусством большого мастера оказалась душевной и особенно полезной для молодых зрителей, которых в зале этим летним вечером было очень много. Молодые люди задавали вопросы и признавались в том, что впервые соприкоснулись с творчеством итальянского режиссера.
Константин Райкин и Павел Руднев пообещали скорое продолжение цикла «Райкино» и посоветовали искать информацию о нем на афишах киноцентра «Октябрь» и на сайте проекта Каро.Арт.