Как в долю секунды перенестись из серого дождливого Петербурга на залитые солнцем улицы Неаполя? Заглянуть в театр «Буфф», где с конца марта с упоением и азартом играют сочную премьеру сезона — музыкальную комедию «Neoполитанцы».
Спектакль основан на одной из поздних пьес прославленного итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». Еще в 1931 году драматург создал в родном Неаполе Юмористический театр де Филиппо, где многие годы ставил спектакли по своим пьесам и исполнял в них главные роли. Его постановки до краев полны пониманием местной жизни и ее особенностей, а «Цилиндр» 1966 года стал своеобразной одой находчивости горожан Неаполя.
У режиссера-постановщика Михаила Смирнова (з.а. России) пьеса зазвучала по-современному и обрела новое имя и неожиданный финал, однако жаркая южная атмосфера осталась практически нетронутой. Две супружеские пары: молодые Рита (Виктория Заболотная) c Родольфо (Игорь Гаспарян) и более опытные Беттина (Екатерина Груца) с Агостино (Сергей Магиленич) объединены общей бедой — бедностью. Чтобы выкарабкаться из долгов, они сообща придумывают хитроумную схему обмана. В зоне риска оказываются любвеобильные мужчины всех возрастов. Приманкой выступает обворожительная Рита, эксплуатирующая красоту своего юного тела, а контролирует весь процесс мошенничества изворотливый Агостино, способный практически загипнотизировать любого гостя томным голосом и псевдозловещим обликом.
Бизнес по изъятию денег у неапольского народонаселения развивается довольно успешно, пока коса не находит на камень в виде дона Аттилио (Мурад Султаниязов). Его так легко провести не удается, и предприимчивые авантюристы сами оказываются в ловушке выбора между материальным и духовным.
«Neoполитанцы» — истинная комедия положений, предсказать финал череды всех курьёзных событий невозможно, да и, честно говоря, не очень хочется, ведь гораздо интереснее наблюдать за тем, с каким удовольствием артисты погружаются в образы своих героев.
Экспрессия так и брызжет со сцены, закипая в эмоциональных русско-итальянских возгласах и красноречивых жестах. А музыкальное сопровождение из итальянских шлягеров и веселых танцев в красочных костюмах сначала ловко обманывают зрителя, создавая ощущение легкого развеселого праздника на узких извилистых улочках с белыми ставнями окон и маленькими балкончиками.
Однако, чем больше знакомишься с этими горожанами славного Неаполя, тем яснее становится, что за кажущейся простотой цветастого фасада и национального колорита живут обычные люди со всей глубиной своих проблем, желаний и изъянов. Отчаяние бедности беспощадно давит на них и кажется, что надежды на счастливый конец уже нет.
Тут-то и случается настоящая магия спектакля, без всяких трюков и уловок: приходит вдохновляющее понимание, что не всегда жизнь ограничена жестким выбором между двумя вариантами. Просто иногда нужно набраться смелости и улететь на свободу из клетки старых убеждений. Вот только всем ли героям это окажется по силам?